Posted 28 октября 2016,, 12:10

Published 28 октября 2016,, 12:10

Modified 14 декабря 2023,, 16:10

Updated 14 декабря 2023,, 16:10

Управление по делам КМНС: помогаем в крае всем, но постепенно

28 октября 2016, 12:10
Представитель ведомства развенчал миф о "ненужности" малых народов

Начальник управления по делам коренных малочисленных народов Севера в правительстве Хабаровского края Елена Балезина в беседе с корреспондентом РИА "Восток-Медиа — Хабаровск" подробно объяснила механизм работы действующих мер поддержки, которыми могут воспользоваться представители национальных общин региона. Ранее агентство сообщало, что председатель губернаторского совета уполномоченных представителей коренных малочисленных народов Севера Сергей Сусликов озвучил ряд проблем и недоработок, из-за которых, по его мнению, госпрограммы финансирования этого профиля работают однобоко или не имеют смысла вообще. Вопреки позиции представителей общественных организаций, которые выступают в защиту прав коренных малочисленных народов Севера, в профильном ведомстве считают, что это не так.


Как писало РИА "Восток-Медиа — Хабаровск", основная схема поддержки, закреплённая на законодательном уровне, — это государственная программа региона "Развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае". Согласно сведениям, опубликованным на сайте краевого Минприроды, работа программы должна привести к тому, что занятость трудоспособного населения среди представителей коренных народов составит около 75 % от общего числа, образовательный уровень повысится на 10 % от текущего, а качество медицинского обслуживания вырастет на 20 %. Также проект предусматривает модернизацию объектов социальной инфраструктуры в местах традиционного проживания КМНС, а при отсутствии действующих учреждений — создание их с нуля, не менее двух объектов ежегодно. Программа уделяет внимание и культурно-досуговой деятельности общин.


"В эту программу заложены все основные меры поддержки, в которых нуждаются представители коренных малочисленных народов Севера. У нас есть ещё дополнительные программы содействия, но они охватывают другие сферы, в более узком формате работы. И, в целом, в государственную программу Хабаровского края они тоже включены. В этом году общий объём финансирования — 89 миллионов рублей, из них краевой бюджет выделяет 69 миллионов, это костяк, более 70 процентов. Остальное — вклад федерального бюджета, около 15 %, и чуть-чуть финансирования из внебюджетных источников. Программа работает с 2012 года, и за четыре года работы на различные нужды КМНС выделили 636 миллионов рублей, из них Хабаровский край дал 408 миллионов. Таким образом, региональный бюджет берёт на себя большую часть финансовой нагрузки", — рассказала корреспонденту РИА "Восток-Медиа — Хабаровск" начальник управления по делам коренных малочисленных народов Севера в правительстве Хабаровского края Елена Балезина.


Специалист пояснила, что предоставление поддержки регулируется, прежде всего, федеральным законом № 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации". За 17 лет существования этот нормативный акт неоднократно дополнялся — именно благодаря ему региональные власти могут сейчас совершенствовать государственную программу развития КМНС и оказывать поддержку представителям этносов, а также общественным организациям, которые выступают от их имени, и хозяйствующим организациям — общинам. Стоит отметить: программа затрагивает только некоммерческий сектор поддержки, а для представителей бизнеса есть свои меры содействия.


Комплекс государственных мер поддержки затрагивает два основных блока деятельности представителей КМНС. Первый — это сохранение их традиционного хозяйствования и промыслов, второй — сохранение и развитие самобытной культуры, которое включает в себя, в числе прочего, изучение родных языков народностей, повышение образовательного уровня коренных народов, оказание социальной помощи отдельным категориям граждан, создание объектов социальной инфраструктуры в местах проживания этносов и поддержка общественной активности и самоорганизации. Последний аспект помогает представителям КМНС выходить на открытый диалог с представителями власти и защищать свои права. При этом общественные организации чаще всего выступают за предоставление поддержки для той или иной народности в целом. Община же защищает прежде всего свою локальную деятельность, потому что в отдалённой сельской местности, где обитают представители КМНС, крупных субъектов хозяйства нет.


"Мы как орган власти, который находится в постоянном контакте с представителями КМНС, постоянно выезжаем на места, где они живут. Наблюдаем проблематику в различных направлениях их жизни, определяем, что именно нуждается в поддержке, ориентируем государственную программу на ту "болевую точку", которая возникает. Так, в прошлом году мы приняли концепцию политики в отношении коренных малочисленных народов в регионе до 2020 года. Мы работали над ней два года, активно обсуждали и с населением, и с общественниками, выявляли, что должно войти в итоговый проект на 2015-2020 годы. В итоге пришли к тому, что основной принцип новой политики — это повышение самостоятельности общин в реализации тех мероприятий, которые направлены на защиту их прав и законных интересов. И наш проект вылился в комплекс мер финансовой поддержки — грантовой и субсидиарной", — озвучила Елена Балезина.


Запросить поддержку в виде гранта коренные народы могут под проекты, предполагающие сохранение их традиционного быта и культуры. Система получения достаточно простая: министерство природных ресурсов Хабаровского края объявляет соответствующий конкурс по одному или нескольким направлениям, потенциальные участники готовят обоснования по ряду критериев, а конкурсная комиссия оценивает их и выносит решение о предоставлении гранта.

"В 2015 году мы объявляли конкурс по двум направлениям — общую сумму финансирования на эти цели разделили пополам, по 1,2 миллиона на проект. В этом году по первому полугодию конкурс уже прошёл — мы разыгрывали два гранта по миллиону рублей, и сейчас новый конкурс, итоги которого подведём в декабре. Одно из обязательных условий — отсутствие задолженности перед бюджетной системой", — резюмировала начальник управления по делам КМНС.

Ведомство постоянно контактирует с налоговыми органами Хабаровского края, поэтому проекты от общин и ассоциаций, у которых есть даже минимальная сумма неуплаченных сборов, получают отказ от конкурсной комиссии ещё на стадии приёма документов. Специалисты управления акцентируют внимание на этом требовании ещё во время подготовки документов.


"Очень обидно, когда идеи и инициативы, которые предполагают действительно интересную работу, мы вынуждены отклонять из-за налоговой задолженности. Но если авторы проекта задолжали краевому бюджету, то логично и справедливо, что бюджет им не поможет. Это правильный принцип — неважно, какого рода задолженность: налог, недоимка или пеня", — отметила Балезина.

Ещё одна форма поддержки — это субсидии, которые предоставляют общинам. Она предполагает не выдачу денег под конкретную идею, а частичную компенсацию уже понесённых расходов по материальной статье: например, на покупку оборудования и техники, необходимых для развития традиционных форм хозяйственной деятельности. Это могут быть бураны для зимних поездок в тайгу, морозильные лари для хранения рыбы и другое. Компенсация на такие цели составляет до 80 % от трат, которые в итоге понесла община.


"Что касается информированности коренных малочисленных народов Севера о том, что мы проводим очередной конкурс, — этим, в первую очередь занимаются общественные организации. Они есть в каждом районе и каждой общине. Есть уполномоченные по защите прав КМНС, есть советы уполномоченных. Общественные организации, ассоциации и другие некоммерческие объединения узнают о конкурсах первыми, и их задача — не положить полученную информацию под сукно, а распространить её дальше, довести в своём населённом пункте до всех жителей, кому это интересно. Тогда будет конечный результат и активность. Со своей стороны, мы — наше ведомство — используем все средства информирования, которые можем использовать. Это интернет, телевидение, издания периодической печати, информационные встречи, семинары и заседания совета уполномоченных. Существуют различные формы диалогов для этого. Поэтому все, кому это интересно, говорят о мерах поддержки и пользуются ими", — рассказала чиновник.

Начальник управления по делам КМНС в беседе с корреспондентом агентства также затронула вопрос поддержки строительства социально значимых для общин объектов, в том числе — субсидиарного содействия. Это направление — самое "дорогостоящее" в профильной госпрограмме Хабаровского края.


"Во всех этих населённых пунктах живут люди, они должны иметь возможность пользоваться социальными услугами в полной мере и на высоком уровне. Объекты, которые строятся, изначально оформляются в муниципальную собственность. При этом, что важно, львиную долю финансирования стройки всё же берёт на себя бюджет Хабаровского края. Такие объекты вообще должны строить районные администрации, но у них нет таких средств. Мы это понимаем, для этого и создана программа софинансирования. Раньше местные власти должны были вкладывать деньги фиксированно — 30 процентов от стоимости проекта. Теперь эту долю определяет специальная комиссия, ежегодно при формировании бюджета с учётом реальных возможностей района. Во многом это зависит от экономической ситуации. И важно понимать, что всегда планируется работа в этом направлении поддержки. И мы готовы помогать, но наше ведомство не имеет возможности выполнить всё и сразу, это просто нереально. Поэтому по каждому району определяются объекты первостепенной важности, и на них идут средства в первую очередь. Затем — всё остальное. То есть помощь есть и она постоянная, но постепенная. Если сейчас мы не финансируем село Гвасюги, значит, способствуем чему-то другому, что приоритетнее в этом районе", — подытожила начальник управления по делам КМНС.

"