Posted 30 марта 2010,, 06:36

Published 30 марта 2010,, 06:36

Modified 17 сентября 2022,, 12:32

Updated 17 сентября 2022,, 12:32

Есть ли безработица в Приморье?

30 марта 2010, 06:36
Статистика противоречит реалиям

ВЛАДИВОСТОК. 30 марта. ВОСТОК-МЕДИА - Количество безработных, состоявших на учете в краевой службе занятости Приморского края, за прошедшую неделю снизилось на 839 человек.

На 10 марта в крае зарегистрировано около 37 900 безработных граждан. Уровень безработицы составляет 3,61% от трудоспособного населения. Напомним, естественный уровень безработицы равен 3-5%. По мнению специалистов отдела рынка труда Управления государственной службы занятости населения Приморского края (УГСЗН), одна из причин резкого снижения количества безработных - активное трудоустройство. Как сообщила РИА «Восток-Медиа» пресс-секретарь регионального УГСЗН Альбина Колосова, уровень безработицы снизился почти на всей территории Приморья. Наиболее заметно это в Яковлевском, Кавалеровском, Пожарском и Анучинском районах.

А в банке вакансий краевой службы занятости сегодня 37 700 предложений от различных работодателей. Вот тут бы и порадоваться! Ведь, если устроить всех безработных, останется без работы всего 200 человек. Можно бить в колокола и докладывать в вышестоящей инстанции о победе над безработицей в отдельно взятом регионе...

Только что-то тут не сходится. И говорить о полной ликвидации безработицы в Приморье пока не приходится. И вряд ли удастся решить эту проблему в ближайшее время.

Все ли так гладко на самом деле?

Во-первых, иметь «статус» и «быть» безработным - это вещи разные. Как правило, речь идет об официально зарегистрированных безработных, которым выплачивается пособие. Многие приморцы в службе занятости не регистрируются. А кое-кто перебивается разовыми заработками. Во-вторых, львиная доля вакансий приходится на крупные города края - Владивосток, Уссурийск и Находку. Устроиться же на работу в небольшом поселке или селе практически невозможно, поскольку нет там никаких вакансий. Да и те, что есть в больших городах, тоже, по сути дела, никого из безработных удовлетворить не могут. Зачастую заработная плата по тем специальностям, которые предлагает служба занятости, по сумме мало отличается от пособия по безработице. Не то, чтобы жить на них, даже расплатиться за коммунальные услуги и услуги ЖКХ - не хватит!

Поэтому о реальном уровне безработицы в Приморье можно пока только догадываться. Такая точка зрения неоднократно озвучивалась заместителем директора центра трудовых исследований ГУ ВШЭ, доктором экономических наук Ростиславом Капелюшниковым.

Он не без оснований полагает, что высокий уровень безработицы в Приморском крае мог бы значительно уменьшиться за счет активного строительства, которое сейчас происходит во Владивостоке в преддверии проведения саммита АТЭС в 2012 году. Однако для этого нужно, чтобы на строительство привлекалось в большей мере местное население, а не рабочие из других регионов и тем более гастарбайтеры.

А тем временем на стройках АТЭС работают гастарбайтеры...

Похоже, что надежды правительства и экспертов на занятость приморцев на стройках АТЭС не оправдываются. Вопреки изначальным намерениям сделать остров Русский прибежищем для отечественной рабочей силы, стройка вышла на «международный уровень», - пишет газета «Дальневосточные ведомости». Гастарбайтеров-нелегалов на острове Русском, по неофициальным данным, тысячи (по официальным, меньше). Ответственный кадровик «Крокуса» по иностранной рабочей силе Людмила Хван не отрицает, что все признаки многонациональности налицо: «По последним данным, на стройке сегодня работает 2 736 человек: 1 458 жителей Приморского края, 530 россиян из других регионов страны, 748 иностранных граждан (хотя визуально эти пропорции не наблюдаются)», - комментирует этот факт корреспондент газеты, посетивший «стройку века». В основном это граждане Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и Казахстана. Из дальнего зарубежья - визовые граждане Филиппин, Индонезии, Мексики, Вьетнама, Северной Кореи и Китая. «Не отрицаем, есть иностранные граждане без документов, по нашим подсчетам, это примерно 40 процентов поступающей к нам рабочей силы», - говорит кадровик.

Удивляться такому положению вещей не стоит: построить нужно быстро и дешево, а на такое российский человек не способен.

Реальная история о том, как приморец устраивался на работу

Выпускник одного из лучших вузов Владивостока, экономист Николай М., рассказывал мне, как он искал работу в течение трех месяцев. Будучи в течение двух последних лет сотрудником одной из муниципальных организаций Владивостока и прослышав о грядущих сокращениях, Николай решил не ждать, когда «грянет гром» и отправился на поиски работы. Увольняться по понятным причинам сразу не стал, и это оказалось правильным решением: поиски увенчались успехом только к концу третьего месяца мытарств.

Подготовив резюме, в котором было четко сказано, что ищет работу «экономист в стабильной кампании с зарплатными ожиданиями минимум 25 тысяч рублей», он начал откликаться на подходящие вакансии, опубликованные в Интернете. Откликов оказалось на удивление много, и практически все будущие работодатели приглашали на интервью. Собеседования проходили в позитивном русле, и Николай каждый раз был уже готов выйти на новую работу, однако подтверждающего звонка он так и не дождался ни от одного из работодателей. И только уже отчаявшись, после месяцев неудач, он, наконец, получил вожделенную работу.

Для того, чтобы разобраться в причинах неудачи 30-летнего специалиста, я обратилась к ведущему менеджеру по персоналу одной из крупных компаний Владивостока Елене Р. (Свое настоящее имя и фамилию Елена попросила не называть).

«Можно предположить, что потенциальные работодатели не хотели брать бывшего государственного служащего ввиду разной специфики деятельности. Однако это не тот случай: молодой человек работал до этого в коммерческих фирмах, притом довольно успешно, был карьерный рост. Поэтому эта причина не могла существенно повлиять на результат. Скорее всего, причина в том, что работодателю не был нужен сотрудник именно сейчас. Собеседования проводили на будущее, формировали кадровый резерв», - говорит Елена.

«У меня тоже сложилось впечатление, что работодатели, особенно кадровые агентства, просто формируют базу», - подтвердил предположение менеджера Николай.

Чтобы убедиться, насколько эти предположения верны, я позвонила в ведущие кадровые агентства Владивостока и попыталась уточнить, насколько реальны вакансии, размещенные на сайте. «Все вакансии реальны», - отвечали там. Однако Николай заметил, что некоторые из них, лишь слегка видоизмененные, «висят» на сайтах уже полгода...

Так, может, россиянам надо искать работу в Китае?

Получается, что вопрос «Куда податься на работу сейчас?» более чем актуален для Приморья. Казалось бы, самый простой вариант - Москва. Однако получить работу в столице специалисту, приехавшему из региона, было сложно и до кризиса. К тому же заработная плата на первой московской работе менеджера среднего звена, приехавшего из региона, ненамного отличается от владивостокской. Такой вариант автор этих строк два года назад проверила на себе. Пришлось возвращаться...

Быть может, стоит обратить внимание на Поднебесную? Буквально на днях информационное агентство «Синьхуа» сообщило о том, что уссурийская зона китайско-российского торгово-экономического сотрудничества, где примерно 20 предприятий из провинций Чжэцзян, Фуцзянь и Хэйлунцзян уже начали свое производство, готова принять сотни российских рабочих. В зоне сотрудничества созданы перерабатывающие и производственные предприятия электромеханической, легкой, швейной, обувной, деревообрабатывающей. Промышленности, где будут производиться бытовые приборы, электротехника и IT-продукция. «Зона сотрудничества имеет блестящие перспективы развития», - заявил китайский менеджер.

Но что-то не очень верится, что в Поднебесной будет легко устроиться на работу, тем более с приличной заработной платой, ведь мы практически ежедневно видим, как китайцы готовы буквально за гроши, безо всяких социальных и иных гарантий, работать там, где россияне приложить свои руки просто не хотят. И крепко держатся за эти так называемые «рабочие места», выезжая в свою страну только по большим китайским праздникам...

Так что же делать?

Известно, что извечные российские вопросы о том «Кто виноват? и «Что делать?» ответов не имеют. И не человеку оставшемуся без работы надо думать о том, куда приложить ему руки, чтобы жить самому достойно и растить детей. Тут должны думать те, кому по должности положено об этом заботиться, - властям. Только по сложившейся в нашей стране традиции они об этом думать не готовы, у них-то все хорошо: и место теплое, и зарплата приличная, и возможность положить ваш «кусок масла на свой кусочек хлеба» тоже вполне реальная...

Анастасия Красильникова, редактор РИА «Восток-Медиа».

"