Posted 21 марта 2019,, 00:47

Published 21 марта 2019,, 00:47

Modified 1 сентября 2022,, 02:52

Updated 1 сентября 2022,, 02:52

Единственный в мире мастер по созданию кокошников открыл секреты мастерства

21 марта 2019, 00:47
Дизайнер старинных русских кокошников Юханн Никадимус рассказал о секретах шитья главного символа русского костюма. В основе – только дорогие материалы, полностью ручная работа и уникальный дизайн. Об этом сообщает РИА «Восток-Медиа».

Уроженец Казани, ныне живущий и работающий в Москве, дизайнер Юханн Никадимус вот уже пять лет возрождает полузабытое искусство создания кокошников. Не сувенирных поделок из раскрашенного картона, а подлинных предметов церемониальной русской одежды. Все кокошники изготавливаются вручную, а на один такой предмет уходит не меньше двух месяцев кропотливой работы.

По словам Юханна Никадимуса, он старается, чтобы каждый кокошник выглядел как настоящее изделие из старины, из XVI-XVIII веков.

«Работая над новым кокошником, я стараюсь сделать не точную копию, а еще один головной убор, глядя на который мы бы подумали, что он сделан в XVIII–XIX веке мастерами-современниками», – рассказал мастер в интервью «КП».

Перед началом работы дизайнер изучает по музейным каталогам исторические образцы, так сказать, первоисточник. Видов и форм кокошников было великое множество, и иногда венцы даже из соседних губерний сильно отличались друг от друга. Никадимус старается возродить это многообразие, каждый раз создавая «реплику» в одном из многочисленных стилей.

«Например, я хочу сделать реплику венца из Новгородской губернии, там существовал определенный тип кокошника, но если приглядеться – они все были разными, не было двух одинаковых», – говорит дизайнер.

Юханн Никадимус родом из Казани. Необычное имя, говорит, происходит от далеких предков, которые переехали в Россию из Ассирии. Фольклором он увлекается давно, а кокошниками всерьез решил заняться в 2014 году. С тех пор эта работа стала его бизнесом.

Венцы, сшитые вручную, стоят дорого. Никадимус продает их по 2,8-3 тысячи долларов за штуку. Кокошники оседают в частных коллекциях, приобретаются в качестве дорогих сувениров или на свадьбу. Благо, мода на аутентичные свадебные торжества возвращается.

Материалы – ткани, нитки, жемчуг – Юханн покупает на блошиных рынках или в интернет-магазинах. Оказывается, подлинные китайские шелк и парчу можно купить… на AliExpress. Там же дизайнер находит настоящий жемчуг, который стоит в разы дешевле, чем в магазинах в Москве.

«Например, на «Алиэкспрессе» есть перламутровые бусины – это вообще уникальная вещь, в Москве таких нет. Еще заказываю там жемчуг, его, конечно, можно купить и в Москве, но на «Алиэкспрессе» он в разы дешевле. Очень выгодно получается, еще и доставка бесплатная», – говорит Никадимус.

После покупки материалов начинается самая кропотливая работа – шитье. Шитье золотом, нитками, высокое шитье, а еще инкрустация жемчугом, бисером – в итоге рождается настоящее произведение искусства.

«Люди думают, будто к кокошнику все «приклеено». Но на самом деле я шью их, даже не вышиваю», – рассказывает Юханн.

Готовое изделие помещается в стеклянный футляр и в таком виде поступает в продажу. Как правило, на каждый кокошник уже есть покупатель. Некоторые венцы даже уходят за рубеж.

Юханн Никадимус старается не только зарабатывать на своем ремесле, но и распространять свои знания. Сегодня, несмотря на возрождение моды к русскому костюму, искусство шитья подлинных кокошников, к сожалению, забывается. Дизайнер нередко дает мастер-классы вживую или в соцсетях для всех желающих. А в будущем он надеется открыть свой музей русского кокошника.

"