Posted 3 ноября 2017,, 03:38

Published 3 ноября 2017,, 03:38

Modified 17 сентября 2022,, 14:45

Updated 17 сентября 2022,, 14:45

Что мы пьём: хабаровчане жалуются на лучшую воду в России

3 ноября 2017, 03:38
О качестве питьевой воды в городе и о перспективах — в материале РИА «Восток-Медиа»

Вода, поступающая по коммуникациям в дома хабаровчан, вызывает дискуссии о своём качестве уже на протяжении многих лет. Первые «нехорошие» ощущения у жителей дальневосточной столицы сложились в 90-х годах, потом они были сдобрены бензольным пятном на Амуре в 2005-м и наводнением 2013-го. С тех пор многое изменилось и в системе очистки, и в самих магистралях. Одно добавляет аромата хлора и привкуса скрипящей ржавчины, другое делает хабаровчан потребителями самой качественной воды в России.

По словам работников очистных сооружений, воду из крана в Хабаровске пить можно, но не везде. По пути от реки до потребителей воздействие на неё оказывается по-разному — и не всегда положительно. Но в целом, если знать, как обращаться с водой, она всегда будет безопасной для употребления.

Амур — река с подпорченной репутацией

За более чем столетнее существование хабаровской системы центрального водоснабжения методы очистки воды много раз менялись и модернизировались. При этом многие проблемы амурской воды остались такими же, как и сто, и тысячу лет назад. Главными угрозами для здоровья остаются болезнетворные бактерии. Именно они побудили хабаровчан в начале прошлого столетия всё-таки начать следить за тем, что пить.

«К началу ХХ века в городе начались вспышки инфекционных заболеваний. Это связано именно с тем, что в Хабаровске не было нормального водозабора и очистки. Население города росло, и стоки нечистот стали большой угрозой. По привычке воду из Плюснинки и Чердымовки брать было уже нельзя. Не спасли и артезианские колодцы – в подземной воде было много железа»председатель краевого совета регионального отделения Всероссийского общества охраны природы Владимир Сидоров

Прогрессивное человечество придумало не только как бороться с существующими опасностями, но и как расплодить новые. Уже начиная с середины 80-х годов прошлого века учёные стали отмечать в реке присутствие опасных веществ — фенолов, пестицидов, тяжёлых металлов и других загрязнителей. Регулярно попадающие в реку нефтепродукты, нитраты и хлориды также способны отравить организм человека. По данным доклада о состоянии окружающей среды Хабаровского края, Амур в черте города имеет статус реки «загрязнённой» — и это оптимальный показатель для всего региона.

Основными виновниками загрязнения из года в год остаются береговые объекты речного флота, золотодобывающие и угледобывающие предприятия, промышленные центры, железнодорожный транспорт, предприятия мясной и молочной промышленности, а также объекты коммунального хозяйства. Также на качество воды в Амуре влияет его китайский приток — Сунгари. Сельскохозяйственные предприятия и жители населённых пунктов сбрасывают сточные воды в свою реку, а они постепенно достигают хабаровских берегов.

«Следует отметить наличие в воде солей марганца, соединений железа, алюминия, свинца, меди и цинка в концентрациях, значительно превышающих предельно допустимые нормы по всей длине реки»государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды Хабаровского края

В общем, несмотря на то, что в последние годы качество воды в Амуре значительно улучшилось, специалисты не советуют пить воду, зачёрпывая её непосредственно из реки.

Чистка от «Водоканала»

Всё это вряд ли содействует закреплению в сознании хабаровчан мысли о том, что они пьют воду, которая находится в десятке лучших по качеству в России. Информация об очередных преступлениях против «батюшки» — частных сбросах, масштабных авариях — обычно запоминается лучше, чем факт ежедневного труда более чем полутора тысячного коллектива сотрудников городского «Водоканала». Предприятие ежедневно обеспечивает город 380 тысячами кубометров воды, этот объём бы поместился в куб с длиной стороны 74 метра.

«Когда мы спрашиваем детей: "Назовите научное открытие, которое спасло больше всего жизней", они всегда говорят о пенициллине и прививках. Но на самом деле, наиболее значимым открытием является хлорирование, то есть — обеззараживание воды»председатель краевого совета регионального отделения Всероссийского общества охраны природы Владимир Сидоров

Для полного очищения в воду добавляют три основных реагента — в оптимальном количестве они абсолютно безопасны и частично удаляются из воды вместе с вредными веществами. В среднем специалисты используют десять миллиграммов реагентов на литр. В случае повышения уровня загрязнения речной воды, количество увеличивают, иногда добавляют активированный уголь, который устраняет неприятный запах и загрязняющие вещества. В первую очередь, её хлорируют.

«Качество воды у нас всегда соответствовало санитарным требованиям. Контроль усилился —увеличилось количество исследований, которые мы проводим. Если раньше это делалось по 20-27 показателям, то на сегодняшний день в регламенте стоит 83»начальник центральной химико-бактериологической лаборатории водопровода Ольга Лягушова

По словам эксперта, остаточный хлор, с которым сталкивался каждый, кто хоть раз открывал кран в городской квартире, свидетельствует о безопасности воды. В малых дозах вещество оставляют в жидкости, когда пускают её в путь к потребителям, поскольку в дороге может примешаться загрязнения из труб, размножиться вредные бактерии: хлор же обеззаразит её. И всё же специалисты рекомендуют фильтровать воду дополнительно, а, используя для детского питания — кипятить. Можно пойти и другим путём — просто дать воде отстояться несколько часов, чтобы свободный хлор из неё «самоустранился».

«На самом деле большинству горожан не нужно покупать дорогостоящие системы фильтрования, для минимизации последствий вторичного загрязнения вполне достаточно самого простого фильтра типа «Кувшин». Потому что вода соответствует всем требованиям. «Водоканал» уже несколько лет занимает лидирующие позиции в России по качеству воды и бесперебойности её поставок»председатель краевого совета регионального отделения Всероссийского общества охраны природы Владимир Сидоров

Сейчас в одну смену на головных очистных сооружения водопровода трудятся всего семь человек — до такой степени всё автоматизировано. Человеческий фактор на производстве практически исключён — машины отмеряют реагенты, добавляют их в воду и очищают фильтры.

«После каждой ступени очистки воды включаются автоматические анализаторы. Плюс каждая лаборатория определяет показатели качества воды своими методами»инженер-технолог МУП «Водоканал» Елена Дунаевская

По словам начальника центральной химико-бактериологической лаборатории водопровода, пробы берутся после каждого этапа, чтобы инженер-технолог мог подкорректировать дозу реагентов и не допустить попадание некачественной воды в сети.

Перед тем, как отправиться в путь по городским магистралям, вода проходит очистку через слой природного минерала — гранодиарита. Он задерживает на своей поверхности оставшиеся в ней примеси. Такая фильтрация позволяет добиться полного удаления из воды вредных веществ с сохранением в воде всех минералов, необходимых для организма человека.

«Очищенная амурская вода обладает сбалансированным минеральным составом. Одним из её недостатков является пониженное содержание йода, фтора и селена, что может быть компенсировано приёмом соответствующих препаратов после консультации с врачом»информационное издание «Вода в нашем доме»

Одной из альтернатив хабаровчане считают такую же чистую (по санитарно-эпидемиологическими нормативам), но более полезную бутилированную воду.

«Вода оптимально насыщена минералами и микроэлементами, поэтому не нуждается в искусственной минерализации. Мы очищаем её от вредных примесей, озонируем и ионизируем магнием, кальцием и натрием. Эти элементы улучшают обмен веществ, укрепляют иммунитет, нейтрализуют токсины»исполнительный директор ТМ «Корфовская» Илья Терешко

Другие компании предпочитают обогащать свой продукт ионами фтора, селена и йода — как раз тем, чего не хватает в амурской воде. Присутствие этих элементов — единственное, что отличает состав бутилированной воды от той, которую «выдают» на «Водоканале».

Однако вода в бутылках попадает в офисы или дома на грузовиках или легковых автомобилях, а вот «водоканальной» предстоит ещё долгое путешествие вне защитной тары.

Никто не гарантирует качество воды в домах

Очищенная вода проходит через километры труб, от состояния которых также зависит её качество.

«Есть ещё протяжённость сети. И никто не гарантирует качество воды после того, как она придёт к вам домой. Мы всегда советуем — лучше воду кипятить»начальник центральной химико-бактериологической лаборатории водопровода Ольга Лягушова

По данным администрации Хабаровска, до половины всех водопроводных труб на территории города имеют износ 80-100 %. Магистрали, по которым вода мчится к своим потребителям, построены, в основном, в 1960-1970-х годах и давно требуют замены. В таких трубопроводах происходит вторичное загрязнение воды.

В 21 веке «Водоканал» ежегодно ремонтирует и меняет 15 километров водопроводных сетей с применением самых современных и долговечных материалов, что в разы превышает объёмы «кризисных девяностых». В 1998 году, к примеру, заменили менее трёх километров сетей.

Несмотря на регулярное обновление инфраструктуры, жалобы хабаровчан не прекращаются. В начале октября они обострились из-за излишне «цветной» воды — из крана во многих домах лилась жидкость, напоминающая чай. Зачастую такие жалобы связаны именно с качеством горячей воды, к которой предприятие «Водоканал» отношения не имеет.

Впрочем, износ коммуникаций — явление общероссийское. По подсчётам Министерства строительства России, чтобы поддерживать инфраструктуру в нормативном состоянии, надо инвестировать в нее около 500 миллиардов рублей ежегодно в течение примерно пяти лет, сообщает «Независимая газета».

Светлое будущее питьевой воды

Отечественные надзорные службы не могут предотвратить залповые сбросы в Амур со стороны КНР. Несмотря на это китайская сторона за годы, прошедшие после «дзилиньского пятна» провела масштабную реконструкцию систем очистки канализационных стоков. Построены сотни очистных сооружений, многие предприятия попросту перенесены из водоохранных зон притока Амура реки Сунгари. Сегодня значительная опасность для качества воды в реке исходит именно с российской части бассейна. Работающие очистные сооружения канализационных стоков в поселениях на Амуре можно пересчитать по пальцам. Хозяйственные и неочищенные стоки идут напрямик в реку, чего стоит только история со сбросами нефтесодержащих сточных вод в реки Курча-Мурча.

Нестабильная ситуация с качеством исходной воды приводит к необходимости переориентации водоснабжения города с поверхностного источника на подземный. Именно в силу этих причин родился проект Тунгусского водозабора. Хабаровску обязательно нужен резервный водоисточник, способный дать воду жителям 600-тысячного города при крупной техногенной аварии.

«Тунгусский водозабор — это своеобразный водный резерв. Чтобы в случае повтора наводнения или другой экологической катастрофы Хабаровск был обеспечен бесперебойными поставками чистой воды. Сейчас в этом нет прямой необходимости, но это отличный задел на будущее»председатель краевого совета регионального отделения Всероссийского общества охраны природы Владимир Сидоров

Проблема такого способа добычи воды заключается в том, что многие исходные природные химические показатели грунтовых вод в несколько раз превышают допустимые значения, установленные к качеству питьевой воды санитарно-эпидемиологическими нормативами. Так, концентрация железа больше ПДК в 100 раз, а марганца — в 25 раз.

Тунгусский водозабор и его очистные сооружения были частично запущены в 2012 году, однако до сих пор с предприятия в город поступает лишь 25 тысяч кубометров воды в сутки, тогда как изначально предусматривалось 106 тысяч. Дело в том, что работа сооружений на первых двух секциях нуждалась в нескольких дорогостоящих и продолжительных по времени корректировках. Третью из пяти секций начали строить в 2015 году, но сдать к положенному сроку не успели — работы продолжаются до сих пор. Правда, и проект экспериментальный: о нём часто говорят «инновационный, не имеющий аналогов в мире», называют даже «проектом века».

Стоит учитывать, что Тунгусский водозабор — это прежде всего резервный водоисточник для большинства хабаровчан. Он является скорее страховкой от возможных рисков, а не острой необходимостью — в отличие от подключения к городской сети обычного водопровода в районе Красная Речка.

Красная Речка: водопровод с 20-летней историей «не строительства»

В этом районе дальневосточной столицы нормальной воды жители не видели уже 20 лет — «свой» водозабор не справляется с очисткой. Из года в год весной и осенью из кранов становится совсем невозможно пить, тогда сотрудники «Водоканала» поставляют воду жителям автоцистернами. Это занимает около двух месяцев в год, причём за сутки необходимо привезти 80 кубических метров — спецтранспорт делает для этого 14 рейсов. До места заправки ехать около 12 километров. Всё это обходится бюджету Хабаровска в полтора миллиона рублей в год.

О том, что водопровод непременно станет частью общегородской системы, власти говорят уже несколько лет. Но именно эту строку бюджета решительно урезали в прошлом году. Однако за дело взялся «Водоканал» и поместил проект подключения Красной Речки в инвестиционную программу.

«Качество воды, поступающей к жителям Красной речки, соответствует всем нормативам. Район подключат к городской сети в рамках инвестиционной программы, которую начнут реализовывать в 2018 году»главный технолог МУП «Водоканал» Елена Архипова

У жителей Красной речки есть надежда, что качественную воду они получат не позже 2021 года — именно до этого срока рассчитана программа. Предприятие потратит на него почти 360 миллионов рублей. Чтобы обеспечить надёжные и бесперебойные поставки питьевой воды потребителям, «Водоканал» планирует «проложить трубу» между улицами Флегонтова и Суворова — это ещё около 300 миллионов рублей.

К хабаровской воде стоит подходить с умом

Несмотря на то, что одни земляки активно загрязняют воду Амура, другие очищают её достаточно умело для того, чтобы из кранов большинства домов лилась безопасная вода, качество которой признано одним из лучших в России. Причины вторичного загрязнения устраняются медленно, но верно — бюджет обуславливает темпы замены труб.

Воду из крана хабаровчане пить могут, но лучше всё-таки её профильтровать или прокипятить.

Хабаровчане, не обладающие многомиллионными бюджетами, тоже могут помочь улучшению качества воды в городе. Для этого нужно контролировать собственный расход жидкости, стараясь его уменьшать — это будет значительный вклад в улучшение водной экологии региона.

По словам инженера-технолога МУП «Водоканал», предприятие в последнее время поставляет в город всё меньше воды — так как на неё падает спрос. Поскольку население города стабильно растёт, специалисты делают вывод, что ремонты магистральных линий стали эффективнее устранять утечки, а потребители — экономнее обращаться с водой. Или из-за просветительской работы, или из-за появления приборов учёта.