Posted 7 июля 2020, 12:19
Published 7 июля 2020, 12:19
Modified 1 сентября 2022, 02:58
Updated 1 сентября 2022, 02:58
Дело в том, что свои швейные фабрики, которые в советские времена были практически в каждом городе и районе Приморья, еще к середине второго десятилетия нулевых приказали долго жить. Местные производители не справились с потоком конкурирующих импортных товаров. Какое-то время отрасль выживала за счет так называемого производства под таможенным контролем, когда иностранный инвестор завозил свое сырье, отшивал на базах приморских швейных фабрик готовые изделия, и вывозил их обратно за границу. Однако с повышением импортных пошлин на ввоз сырья данная схема схлопнулась, и фабрики с иностранным участием одна за другой закрылись — мощности и сотрудники остались не у дел.
Крупнейшее швейное производство в крае — фабрика «Заря» во Владивостоке — изначально специализировалось на пошиве спецодежды. Однако в период своего расцвета шила модельную одежду для мужчин и женщин. Продукция фабрики была известна даже за пределами региона. Во времена упадка в постсоветские годы фабрика снова держалась на производстве униформы. Она выпускала в том числе школьную форму, а также любимые жителями и гостями Приморья тельняшки, ставшие символом региона.
После того, как фабрика «Заря» окончательно остановила свои швейные цеха, тельняшки в морском Владивостоке — либо завозные, либо дизайнерские, а школьную форму, как, впрочем, и униформу для представителей различных профессий шьют лишь небольшие ателье. Кроме того, налажены производства спецодежды в исправительных учреждениях края. Ну, а оптовые партии спецодежды для своих работников предприятия заказывают либо в других регионах страны, либо в соседнем Китае.
Между тем пандемия коронавируса отчетливо высветила необходимость иметь собственное производство спецодежды и средств индивидуальной защиты. В Приморье хорошо помнят прошедший апрель, когда жители региона столкнулись с острым дефицитом медицинских масок. На протяжении месяца их невозможно было купить в аптеках — российские производители не могли удовлетворить резко возросший спрос, а поставки из-за рубежа шли с перебоями. Ситуация стабилизировалась только к маю — за счет того, что были скорректированы объемы закупок, но и за счет того, что удалось наладить локальное производство данных товаров в крае.
Тенденция на импортозамещение в сфере производства средств индивидуальной защиты, а также спецодежды, в первую очередь — для медицинского персонала, актуальна сейчас по всей России. По словам президента Торгово-промышленной палаты России Сергея Катырина, многие предприятия, выпускающие спецодежду, увеличили объемы производства.
«Мы одобрили порядка 30 проектов как раз на расширение производства: это и маски, костюмы, спецодежда — в первую очередь для нынешней ситуации с коронавирусом», — сообщил Сергей Катырин.
Согласно информации Ассоциации разработчиков, производителей и поставщиков средств индивидуальной защиты (СИЗ), рынок спецодежды и СИЗ растет в России примерно на 10% в год. В 2019 году его объем в денежном выражении составил 160 миллиардов рублей. Самую большую долю — 45% — занимает спецодежда и униформа, 30% приходится на средства индивидуальной защиты, остальные 25% — на специальную обувь. При этом на 90% процентов рынок конечной продукции состоит из товаров российского производства, доля импорта — всего 10%.
При этом пандемия внесла серьезные корректировки в производственные планы как больших предприятий, так и маленьких ателье, выпускающих спецодежду. Спрос на «обмундирование» для представителей многих профессий сильно упал в виду того, что предприятия длительное время были закрыты. При этом значительно вырос спрос на спецодежду и средства индивидуальной защиты для врачей.
«Сейчас, конечно, усиленный спрос на защиту органов дыхания и поменьше спрос на спецодежду и спецобувь. Потому что период такой, когда все стояли. Кому нужна спецобувь и спецодежда, если вы пока только маску носите? Сейчас, когда возвращается к нормальному режиму экономика, я думаю, что будет нарастать и будет востребована и эта составляющая», — говорит Сергей Катырин.
В целом же, даже «гражданские» швейные фабрики и ателье за период пандемии поняли, что спецодежда — востребованный товар. Не исключено, что многие сохранят ее производство и в посткарантинные времена, ведь в этой сфере есть стабильные заказы и хорошие деньги — за прошедший год на униформу, спецодежду и средства индивидуальной защиты российские предприятия и организации потратили свыше 100 миллиардов рублей. В начале июня Минпромторг предложил сформировать государственный резерв средств защиты на 15 миллиардов рублей.