Posted 23 октября 2019,, 07:36

Published 23 октября 2019,, 07:36

Modified 1 сентября 2022,, 04:02

Updated 1 сентября 2022,, 04:02

Арсеньев на пороге социального взрыва. Слово за губернатором

23 октября 2019, 07:36
Завод «Прогресс» выкинул на улицу почти полторы тысячи рабочих за последнее время, сообщает РИА «Восток-Медиа».

До конца года на крупнейшем в Приморье промышленном предприятии будут сокращены 220 человек — они уже получили соответствующие уведомления, дорабатывают последние месяцы и ищут новую работу, которой, к слову, в Арсеньеве нет. Ещё вчера завод выпускал в месяц один-два вертолета Ка-52, а сегодня во многих цехах пусто и тихо — нет рабочих, нет работы. Всё потому, что завод завершил выполнение контракта по производству 146 боевых вертолётов Ка-52, завершается постройка вертолетов Ка-52 для Египта, а нового государственного контракта у завода нет. Содержать рабочих не на что. Вот и сокращения. И начались они не сегодня.

В конце сентября пресс-служба Федерации профсоюзов Приморского края выдала пресс-релиз, в котором сообщила о сокращении до конца 2019 года 220 работников предприятия, что стало первым публичным признанием массовых увольнений, проводимых на предприятии и тщательно скрываемых и отрицаемых руководством завода. Обращение к управленцу, отвечающему за персонал, не разъяснило ситуацию — он трусливо дистанцировался от контактов с прессой. Тем не менее, известно, что в течение 2018 года на предприятии были уволены 1 155 человек, и к 1 января 2019 года среднесписочная численность работников предприятия составила 5 945 человек. По состоянию на сегодня численность ещё уменьшилась примерно до 5 300 человек. Более полутора тысяч безработных для Арсеньева — это критически много. Назовём эту ситуацию так: это просто катастрофа! Дальше будет только хуже.

Остановить массовые увольнения, происходящие на Арсеньевском авиационном заводе «Прогресс», потребовали отчаявшиеся работники предприятия. Первичная профсоюзная организация «Прогресса» согласовала проведение митинга 7 октября, в день рождения президента России Владимира Путина, не случайно — привлечь внимание власти к существующей проблеме было главной задачей организаторов акции. Всего в акции приняло участие более 2200 человек, которые одобрили резолюцию митинга, призывающую правительство и президента России загрузить государственными заказами предприятия оборонно-промышленного комплекса. Призвать к ответу никого не удалось — руководство завода не вышло к митингующим.

В эти дни на «Прогрессе» идёт сборка последних законтрактованных машин (и своих и египетских), высвобождающихся рабочих основного и подготовительного производства загрузить больше нечем, и все они понимают, что вскоре им тоже предстоит уйти с завода. Те, кто ушёл раньше радуются тому, что ещё успели найти какую-то работу в Арсеньеве, Тем, кто будет уволен позже, радоваться нечему — свободных вакансий, соответствующих их квалификации и уровню заработка, в городе уже нет.

Когда будет новый госзаказ?

Печальная ирония ситуации сложившейся на «Прогрессе» состоит в том, что в рамках госпрограммы вооружения на 2018–2027 года Минобороны России готово закупить ещё 114 вертолетов Ка-52, модернизированных с учётом опыта, накопленного в процессе эксплуатации машин этого типа в сирийской кампании. Об этом в феврале прошлого года заявил замминистра обороны Юрий Борисов, а в мае текущего года генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский подтвердил готовность «Прогресса» (входящего в структуру вертолетостроительного холдинга) приступить к исполнению данного контракта. Однако, начать производство модернизированных машин «Прогресс» сможет не ранее 2021 года — это связано, в первую очередь, с подготовкой конструкторской и технологической документации на новую машину. В образовавшееся двухлетнее «окно» 2020–2021 годов «кормить» квалифицированных рабочих на «Прогрессе» ни у кого нет денег, и людей уберут с завода. На поиски другой работы уйдут высококвалифицированные кадры, подготовка которых десять лет назад отняла массу сил и средств. Через два года, когда заводу передадут новый контракт, вернуть назад этих рабочих будет уже невозможно — к тому времени они уже найдут себе достойное применение, и навряд ли будут гореть желанием вернуться на «Прогресс», где их снова через несколько лет могут «кинуть».

Переживаемый заводом кризис — самый серьезный в его истории. Даже в 90-е годы предприятие, кроме вертолетов делало ракеты. И крылатая ракета «Москит», которая шла на экспорт в Китай, и в значительной степени «кормила» завод, позволяя, в том числе, худо-бедно сохранять на предприятии некий квалифицированный костяк рабочих и специалистов.

Есть и другой аспект — доходы сотрудников завода. По мнению рабочих, сложившаяся на предприятии система оплаты труда сама по себе формирует социальное напряжение: в своём большинстве рабочие получают на руки немногим более двадцати тысяч рублей, тогда как управленческий состав предприятия может похвастаться миллионными заработками. Когда директор завода Юрий Денисенко был депутатом Законодательного Собрания Приморья, он задекларировал свои доходы: 1 миллион 700 тысяч рублей в месяц. Это было три года назад, есть все основания полагать, что изменений в сторону уменьшения у него не произошло, тогда как доходы рабочих и специалистов упали значительно.

Рабочие крайне возмущены. Идут разговоры о том, что сегодняшнее критическое положение дел на заводе во многом обусловлено близорукостью и некомпетентностью высшего руководства, у которого, тем не менее, доходы только растут. Ничего хорошего эта ситуация не обещает.

Источники на «Прогрессе» утверждают, что руководство предприятия понимает кошмар сложившейся ситуации, но изменить ситуацию не спешит, оставляя её на самотёк, на авось, мол, придёт время нового контракта, как-нибудь наберём новый персонал.

Где «гражданская продукция»?

Большие надежды возлагались на запуск в серийное производство вертолета Ка-62. Его первый полет состоялся в апреле 2016 года Но обещанных заказов от бразильцев или колумбийцев так и не поступило. То, что этот новый гражданский вертолёт летает в небе Арсеньева, не говорит о том, что он «кормит» завод. Скорее наоборот. Разговоры о том, что «на следующий год будет построено 4 вертолета» ежегодно ведутся на предприятии с 2008 года. Активная работа по строительству Ка-62 прекратилась на заводе в 2014 году, когда международное сообщество ввело в отношении России карательные санкции, запрещающие, в том числе международную кооперацию между авиационными предприятиями — а ведь Ка-62 задумывался как международный проект, в котором двигатели были французскими, трансмиссия и топливная система — австрийскими.

Некоторые считают, что программа выпуска гражданского вертолета Ка-62 уже сорвана. Героическими усилиями коллектива «Прогресса» удалось довести до лётного состояния ещё одну машину, которая и летает над городом в рамках опытно-конструкторских испытаний. Но до серии этому вертолёты ещё далеко, перспективы его крайне призрачны.

Кризис местных элит

Для Арсеньева, где «Прогресс» является градообразующим предприятием и даёт работу примерно четверти трудоспособного населения, остановка производства авиазавода чревата сильнейшим социальным напряжением, которое, на фоне политического кризиса в самом городе, вполне способно превратиться в социальный взрыв.

На втором крупном предприятии Арсеньева, арматурном заводе «Аскольд» недавно, из-за разногласий с собственником, уволился директор завода Андрей Семёнов. В СМИ поступали жалобы сотрудников предприятия на переход к «срочным» трудовым договорам, которые не позволяют, к примеру, взять кредит в банке, не говоря уже о том, чтобы думать о стабильности. Источники утверждают, что на предприятии происходит сокращение заказов, что также приведёт к сокращению штатов.

Всё это происходит на фоне политического кризиса в самом Арсеньеве: городские элиты не могут прийти к согласованной кандидатуре мэра, без которого город живёт уже более полутора лет. Недавняя попытка заместителя председателя городской думы Владимира Авагимяна навязать свою кандидатуру, заручившись поддержкой лидера приморских единороссов Людмилы Талабаевой, привела к политическому скандалу. Дошло до того, что городская дума, состоящая из единороссов, проголосовала против «согласованного» кандидата-однопартийца. Была попытка исключить из партии непокорных депутатов, что только разозлило местные элиты.

В городе, как говорят предприниматели, «средний чек» упал в три-четыре раза. С 2018 года, когда на «Прогрессе» начались массовые увольнения и значительные уменьшения зарплат, люди перестали покупать товары и пользоваться услугами, не являющимися первой необходимостью. Денег нет, и от этого страдает практически весь городской бизнес, который, собственно, и строился только на тех доходах, которые несли в город 7 тысяч работников «Прогресса». Арсеньев опять становится городом «некомфортного проживания». Отсюда можно только бежать.

Ждут ли арсеньевцев в Большом Камне?

Пресс-служба «Прогресса» заявила, что уволенных работников авиазавода с распростёртыми объятиями ждут в Большом Камне на судостроительном заводе ССК «Звезда». Сказано это в таком ключе, будто туда могут перейти все желающие. Но это не так. Судостроительному комплексу «Звезда» не требуются специалисты авиационной промышленности. Там требуются высококвалифицированные сварщики — это основная специальность, в заполнении вакансий по которой предприятие испытывает определённые трудности.

Более того, политика компании направлена на привлечение персонала на «Звезду» не из числа местного населения, которое уже живёт на Дальнем Востоке, а из числа специалистов других регионов — чтобы они приезжали в Большой Камень, устраивались на работу, закреплялись жить на Дальнем Востоке. Для закрепления здесь людей, в Большом Камне идёт строительство шести микрорайонов на 7 тысяч квартир. На самой «Звезде», как утверждают источники, существует приличная разница в зарплатах сотрудников местных, и тех, которых привлекли с западных регионов страны (и иностранцев). Даже находящиеся на одинаковых должностях, выполняющих одинаковую работу, местные и привлечённые специалисты могут получать совершенно разные зарплаты.

К тому же в Большом Камне находится и Дальневосточный завод «Звезда», выполняющий заказы по ремонту ядерных субмарин Тихоокеанского флота, и в последнее время так же, как и «Прогресс» испытывающий определенный трудности с государственным заказом: 7 октября работники ДВЗ «Звезда» тоже выходили на митинг, требуя от государства работы. Ситуация там ещё более печальная: когда на этой «Звезде» люди томятся от отсутствия работы, на находящейся «за забором» другой «Звезде» работа кипит. Но, как уверяет профсоюз ДВЗ «Звезда», кадровая политика ССК «Звезда» не предусматривает принятие на работу специалистов (даже сварщиков!) с соседнего предприятия. Очевидно, это связано с нежеланием Дальневосточного Центра Судостроения и Судоремонта (ДЦСС) оголять производственную площадку, куда может поступить оборонный заказ. Суммируя сказанное, можно сделать вывод: на «Звезде» «прогрессовцев» точно никто не ждёт.

Почему молчит власть?

Резолюцию митинга, который прошёл перед «Прогрессом» 7 октября, организаторы направили в различные инстанции, в том числе губернатору Приморья Олегу Кожемяко. По информации профсоюзной организации предприятия, на данный момент никаких ответов ни от кого не получено. В истории завода «Прогресс» в конце 50-х годов прошлого века был случай, когда трудовой коллектив столкнулся с отсутствием заказа, способного дать работу всему предприятию. Тогда на завод приехал первый секретарь крайкома (всё равно, что сейчас губернатор), который быстро разобрался в ситуации и перед руководством страны поддержал трудовой коллектив. В результате тогда завод очень быстро получил сложнейший и важнейший заказ на производство крылатых ракет П-15, технологический уровень производства которых находился за пределом возможностей завода — но тогда завод справился: обучил кадры, закупил оборудование, что впоследствии и сделало его уникальным авиастроительным предприятием, и бывший рабочий посёлок Семёновка превратился в прекрасный город Арсеньев.

Сегодня власть молчит. А что он скажет, когда люди выйдут на улицы?

"