Posted 24 января 2020, 06:20

Published 24 января 2020, 06:20

Modified 1 сентября 2022, 02:53

Updated 1 сентября 2022, 02:53

Начало конца: четыре года назад Миклушевский загрузил в вертолёт ящик с отставкой

24 января 2020, 06:20
В Приморье вспоминают «вертолётный скандал» с участием экс-губернатора края Владимира Миклушевского, с чего началось падение последнего с «вертикали власти». Как сложились судьбы участников того памятного полёта, рассказывает «Восток-Медиа».

Четыре года назад полет губернатора в компании друзей на частном вертолёте одного из них с территории госрезиденции, по выводам прокурорской проверки и следствия МВД не содержал состава преступления, но крайне негативно сказался на имидже Владимира Миклушевского, а все его попутчики в этой вертолётной прогулке в конечном итоге попали под суд по другим обвинениям.

Во второй половине января 2016 года средства массовой информации Приморского края, а затем и федерального масштаба всколыхнула волна информации, поднятая на официальном уровне газетой «Дальневосточные ведомости». Издание опубликовало на первой полосе кадры, на которых люди, похожие на губернатора Владимира Миклушевского, его советника Илью Спокойнова-Митькина, первого вице-губернатора Василия Усольцева и председателя союза горнопромышленников Приморья Алексея Авершина загружают бутылки с элитарным шампанским «Моёт» в частный вертолёт марки Robinson R66 на площадке перед зданием, известном как «дом переговоров». После чего усаживаются в летательный аппарат и пытаются взлететь, что получается у них не с первого раза.

Объект, на котором это происходило, входит в комплекс государственной резиденции администрации Приморского края, включая в себя два отеля, а также сам бывший Дом переговоров, воздвигнутый к визиту во Владивосток экс-президента США Джеральда Форда для встречи на высшем уровне с Генеральным секретарем Компартии и Председателем Верховного Совета Советского Союза Леонидом Брежневым. Объект находится под охраной и появление там посторонних, а тем более — частного вертолёта, — не могло не вызвать вопросов у избирателей и налогоплательщиков края.

Дело сразу вызвало широчайший резонанс в федеральных СМИ, к нему подключились даже депутаты Госдумы. Разбирательство последовало вслед за волной публикаций и сюжетов, в том числе — вирусных роликов и так называемых «мемов» в сети Интернет. Факты, как говорится, нашли свое подтверждение: по официальной версии следствия, состава преступления в факте полета из резиденции на Седанке не имелось. Вертолёт был частной собственностью Алексея Авершина и сдавался им в аренду, а также использовался самим владельцем по своему усмотрению. Управлял винтокрылой машиной профессиональный пилот (а на фоне скандала средства массовой информации припомнили и сам факт обучения Владимира Миклушевского на пилота-любителя в подмосковном аэроклубе), полеты совершались несколько раз, в разные даты и по разным маршрутам, в частности, в некое охотничье хозяйство, где, якобы, любили проводить время губернатор и люди из его окружения.

Впрочем, при полетах экс-губернатора с его близким окружением у них не наблюдалось иного оружия, кроме бутылок, а пробкой от шампанского сложно кого-либо убить даже при всём желании. Но дальнейшие события в жизни участников этих вертолётных прогулок представляют ещё больший интерес.

Так, Илья Спокойнов-Митькин, известный как политтехнолог, работавший в Приморье и многих других регионах, а также персонально с влиятельными бизнесменами, сперва оказался на должности директора хоккейного клуба «Адмирал», а уволившись оттуда оказался вскоре под следствием в СИЗО № 1 Владивостока, на Партизанском проспекте. Вслед за своей супругой Мариной Свиридовой и давним приятелем Алексеем Авершиным.

Последний, хоть и не имел к Приморскому краю прямого отношения, но был участником избирательных кампаний и даже кандидатом в Госдуму в 2007 году, также известны его связи в горнорудном бизнесе Приморского края, в частности, с Василием Усольцевым и Антоном Родионовым. Последний был представителем владельцев «Лермонтовской горнорудной компании» (где в 2009 году голодали жители поселка Светлогорье и экс-губернатору Сергею Дарькину пришлось «на ручном управлении» выводить ситуацию из кризиса), а при Владимире Миклушевском Родионов возглавил краевое Агентство по инвестициям. Совместные ООО «Освоение» и «Развитие», принадлежащие Родионову и Митькину, долгое время «осваивали» краевые бюджеты», выделяемые на печатную прессу, влфдея франшизамиряда федеральных изданий.

Возвращаясь к уголовному делу в отношении Спокойнова, Свиридовой и Авершина, отметим: Алексей Авершин свою вину признал полностью, часть нанесенного ущерба в размере 10 миллионов рублей возместил, заключил досудебное соглашение, и его дело суд рассмотрел в особом порядке. В результате «вертолетчик» Авершин получил условный срок в три года, ему вернули арестованное имущество — включая деньги, вертолет и яхту — и осужденный убыл из Приморья.

Илья Спокойнов с Мариной Свиридовой предъявленных им обвинений не признавали, а вменяли им, как и Авершину, хищение из бюджета в общей сложности суммы около 100 миллионов рублей — реализовывая схемы закупок оборудования для универсальных спортивных площадок краевой детско-юношеской спортивной школы и других организаций, через фирмы-посредники, фактически подконтрольные обвиняемым. Судебный процесс по уголовному делу в отношении Ильи Спокойнова-Митькина и Марины Свиридовой продолжается, а у обвинения появилось «подспорье» в виде вступившего в силу приговора Алексею Авершину, где расписаны все схемы и участвовавшие в них компании и лица, данные о торгах и сделках.

Что же касается бывшего первого вице-губернатора Василия Усольцева, также тесно контактировавшего с Авершиным, Спокойновым-Митькиным и самим губернатором Миклушевским, то его роль в «вертолетном скандале» была вынесена «за скобки», а под следствие Василий Усольцев попал уже после отставки своего бывшего патрона. С обвинением в получении взятки Усольцев даже был взят под стражу, но провел в СИЗО № 1 менее месяца, после чего был выпущен под домашний арест, а статью обвинения ему переквалифицировали на более мягкую «незаконную предпринимательскую деятельность». По которой Василий Усольцев, как и Алексей Авершин, был осужден в особом порядке по досудебному соглашению с признанием вины и мягким приговором в виде штрафа в результате.

Подводя окончательный итог этой истории, отметим, что тот неудачный взлет на вертолёте со двора Дома переговоров стал началом падения для карьеры экс-губернатора Владимира Миклушевского. Который на данный момент вернулся на более скромную должность ректора столичного вуза, но, судя по фотографиям последних лет, куда менее хлопотную и нервную, нежели губернаторская. Кстати, вместе с экс-губернатором в вузе осели и некоторые другие небезысвестные в приморье личности, например Игорь Ватулин, занимавший в бытность его патрона Миклушевского губернатором ряд высоких государственных и окологосударственных должностей краевого масштаба.

Алексей Авершин и Василий Усольцев отделались буквально «легким испугом» в масштабах их деятельности, а вот дальнейшая участь Ильи Спокойнова-Митькина и Марины Свиридовой качается на весах Фемиды.

Подпишитесь