Posted 11 декабря 2020,, 04:09

Published 11 декабря 2020,, 04:09

Modified 1 сентября 2022,, 04:12

Updated 1 сентября 2022,, 04:12

«А не замахнуться ли нам?»: в Приморье будут организованы самодеятельные театры

11 декабря 2020, 04:09
Пять — а может быть, и больше — самодеятельных театров будет организовано в Приморском крае в обозримом будущем. Процесс начнется в Артеме, а возглавит движение по возрождению народного театра Ефим Звеняцкий, народный артист России, главный режиссер театра имени Горького.

Ефим Семенович, самодеятельный театр — явление, довольно распространенное в советское время. Почему решено к нему вернуться? И каким образом?

— Идея возникла во время одного из разговоров с губернатором Приморья Олегом Кожемяко. Мы говорили о том, что по всему краю большое внимание уделяется — и большие средства выделяются — на развитие и оснащение домов культуры, клубов. Закупается современная световая аппаратура, звуковая аппаратура, здания ремонтируются… Так почему бы, предложил я Олегу Николаевичу, в этих хорошо отремонтированных и имеющих современное оборудование залах, в районах и муниципалитетах не организовать самодеятельные театры, в которых будут идти хорошие пьесы? И эта идея буквально нас захватила!

Тем более что хореографические, музыкальные кружки, да что там — целые коллективы, и причем отличные — есть почти в каждом ДК по всему краю, а вот театральный коллектив, прекрасный, замечу, коллектив, существует только в Покровке. Я слышал о нем только прекрасные отзывы, а кроме того — у него есть звание народного, а это ко многому обязывает.

Я вспоминаю, как во Владивостоке самодеятельным театром руководил Сергей Гришко — в клубе Ильича. Во Дворце культуры моряков был самодеятельный театр, где ставили спектакли и играли даже преподаватели института искусств, и это были высококлассные постановки!

Я лично не сомневаюсь в том, что на будущий год, когда все же начнется реконструкция театра имени Горького, а мы будем работать на базе ДК угольщиков в Артеме, мы там же создадим первый самодеятельный театр Артема. Чем плохо? Это отвлекает людей от бездумного проведения досуга, от безделья, бездуховности… Конечно, это не будут сразу пьесы Чехова, но будут простые, хорошие произведения. И те люди, которые придут в самодеятельный театр, получат возможность приобщиться к великому искусству, попробовать себя в нем… Разве плохо, когда взрослый человек искренне, от всей души, целиком отдаваясь процессу, играет на сцене — с детским восторгом?

Уверен, что наша идея воплотится в жизнь. Мне бы хотелось, чтобы пять театров самодеятельных сразу появилось в крае, но понимаю, что это непросто, поэтому была продумана программа, согласно которой за год будет создан один творческий театральный коллектив, который станет примером для других городов и районов Приморского края.

Кто же возглавит эти театры, кто будет осуществлять постановки?

— Режиссерами в таких театрах будут выступать артисты и режиссеры театра имени Горького и института искусств, они будут работать по трудовым договорам. Так же, как и художники по костюмам, другие специалисты… У нас отличная база в театре, которой мы можем поделиться!

Как будет идти набор актеров?

— А как это было раньше? Вот клуб Ильича — он был недалеко от Дальзавода. И именно на этом большом предприятии и проходил набор самодеятельных актеров. И был большой энтузиазм, и было желание стать причастным к искусству Мельпомены.

Конечно, очень серьезный вопрос — как собрать коллектив. И мы здесь не справимся без помощи местных управлений культуры, отделов культуры. Ведь во многих селах, городах есть театральные кружки, например, на которые можно опереться… Да, люди, наверное, не бросятся бегом играть на сцене, но надо суметь их заинтересовать. И если возникнет костяк — 3-4 женщины, 6-7 мужчин, то уже можно о чем-то говорить.

Сейчас мы ведем разговоры с Большим Камнем, с Черниговкой, с другими крупными населенными пунктами…

Но тем не менее в фильме «Берегись автомобиля» авторы с большой иронией прошлись по народным театрам… Есть у вас уверенность, что вот эти самодеятельные театры будут создавать действительно искусство, а не любительщину и халтуру?

— Беспокойство на этот счет, конечно, есть. Но есть и уверенность, что первый шаг надо сделать. Что надо аккуратно отбирать репертуар, выбирая, как говорится, шапку по Сеньке — простые ясные пьесы, в то же время не пошлятину и не халтуру. Многие самодеятельные театры в советское время начинали с Мдивани, с Арбузова, а потом, по мере набора опыта, обращались и к классике… Получали звание народных — а это было непросто! И даже были примеры в советское время, когда народный театр становился профессиональным! Это долгий и тернистый путь, но тем не менее! Его просто надо начать.

"