Posted 19 января 2009, 04:46
Published 19 января 2009, 04:46
Modified 17 сентября 2022, 14:03
Updated 17 сентября 2022, 14:03
МОСКВА. 19 января. ВОСТОК-МЕДИА - Декларациям властей про их заботу об отечественном бизнесе верится все меньше. То ли, говоря публично одно, они заранее предполагают другое. То ли все их благие намерения подчиненные реализуют согласно своему разумению.
В распоряжении “МК” оказался документ, содержание которого вряд ли обрадует тот самый бизнес, который первые лица страны требуют “не кошмарить”. Речь в нем идет о рекомендуемых методах налоговых проверок.
За последние несколько месяцев призывы “не кошмарить” стали звучать как антикризисное заклятье. Эти слова стали настолько популярными, что даже затмили знаменитое “мочить в сортире”. Однако тех, кто поверил, что “кошмарам” пришел конец, похоже, ждет разочарование. Причем наступит оно задним числом.
Как стало известно “МК”, еще 1 сентября 2008 года в Управлении ФНС по Москве был подготовлен приказ №409 “Об утверждении Регламента рабочей группы УФНС России по г. Москве по анализу материалов выездных налоговых проверок”. Документ приняли “в целях обеспечения повышения качества контрольной работы налоговых органов г. Москвы, эффективности мероприятий налогового контроля в отношении крупнейших налогоплательщиков, а также исключения случаев проведения безрезультативных и низкоэффективных проверок, проводимых инспекциями ФНС”. Приказ должным образом зарегистрировали 3 сентября.
Все вроде бы понятно: раз у налоговиков есть работа (выездные проверки), то она должна четко анализироваться и оцениваться. Чтобы те же налоговики могли учиться на совершенных ошибках и совершенствовать свою деятельность на благо госбюджета. Никто с этим не спорит. Однако дело в нюансах.
По веками сложившейся в России традиции важен не столько сам приказ, сколько сопутствующие ему документы. В нашем случае это приложение №1 к приказу (это собственно Регламент), а точнее — его пункт №9. Его стоит процитировать полностью:
“Рабочая группа рассматривает материалы низкорезультативных выездных налоговых проверок всех категорий налогоплательщиков — юридических лиц.
Для целей настоящего Регламента низкорезультативной проверкой признается проверка, по итогам которой предполагаются доначисления менее одного миллиона рублей (для проверок организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, уплачивающих единый налог на вмененный доход, а также проверок, проводимых в связи с ликвидацией юридических лиц, — ста тысяч рублей)”.
Тут все изложено просто, ясно и без двусмысленностей. Читать “по-русски” следует так: не “накопала” выездная проверка у фирмы задолженностей бюджету на такую-то сумму — в отношении мытарей-“лентяев” могут быть сделаны оргвыводы.
“Белая” фирма, “серая” или “черная” — это, когда есть четко прописанная денежная планка, уже второй вопрос. Главное — по итогам налоговой проверки она должна доначислить в бюджет не меньше миллиона. Точка. А предприятие малого бизнеса или индивидуальный предприниматель — хотя бы сто тысяч.
Конечно, российские финансовые чиновники далеко не дураки. И вряд ли сами по себе такие уж “беспредельщики”. Скорее всего они еще в начале осени, когда нам еще вовсю вещали про “островок стабильности”, предвидели последствия экономического кризиса. Сейчас они стали очевидны. Федеральная налоговая служба открыто обнародовала статистику, согласно которой в ноябре по сравнению с октябрем сборы по налогу на прибыль и НДС упали в России более чем в 5 раз. А по сравнению с ноябрем прошлого года этих бюджетообразующих налогов собрали в 3—4 раза меньше.
Переводя эти цифры в буквы, делаем вывод: про какие-либо послабления для бизнеса в период кризиса лучше не вспоминать. Потому что громко призывают “не кошмарить” одни. А “кошмарить” будут тихо и совсем другие. Чтобы первые потом не “закошмарили” вторых за срыв госзадания. Такая у нас экономика: одна — в телевизоре, другая — в реальности.
Так что господам бизнесменам и мелким предпринимателям еще стоит радоваться: “лимон” или сто тысяч доначислений в бюджет — это при нынешней ситуации с госбюджетом еще по-божески. “Кошмар” мог бы быть и покруче. Впрочем, совсем не исключено, что будет.