Posted 27 августа 2011, 22:38

Published 27 августа 2011, 22:38

Modified 17 сентября 2022, 12:50

Updated 17 сентября 2022, 12:50

В Приморье некуда девать бомжей

27 августа 2011, 22:38
Люди без роду и племени приходят жить в больницы, но там, разумеется, не до них

ВЛАДИВОСТОК. 28 августа. ВОСТОК-МЕДИА - «Невольно стала свидетелем неприглядной сцены. Сотрудница горбольницы вывезла из лечебного учреждения на коляске пациента, чуть прокатила его вдоль больничного забора и выбросила из нее. На глазах у людей. Я возмутилась, пыталась урезонить сотрудницу, но та в ответ: «Он бомж, куда нам его девать?» Но он человек, и разве можно так негуманно с ним обращаться?» С таким письмом в редакцию обратилась Татьяна Михайловна Н.
Чтобы разобраться в ситуации, мы обратились в горбольницу. Заместитель главного врача по лечебной работе В.Н. Осадчева рассказала, что пациента подобрала «скорая» на улице и с диагнозом «судорожный синдром», с ярко выраженным запахом алкоголя привезла в больницу. В приемном покое ему оказали помощь, в госпитализации он не нуждался. Однако уходить бездомный из больницы не хотел. Куда?
Ночь просидел, наутро его санитарка решила таким способом из стационара выпроводить. По словам Веры Николаевны, за это была наказана. А пациент две недели назад уже лечился в кардиологическом отделении с диагнозом «кардиосклероз». Больной без документов, без определенного места жительства. Вот тут и начинаются проблемы.
- Таких пациентов в больницу поступает очень много, - рассказывает В.Н. Осадчева. - В прошлом году без каких-либо документов, удостоверяющих личность, в стационаре побывало 57 человек, за шесть месяцев этого года - 23. Только в июле лиц без определенного места жительства поступило около 30, из них шесть без паспортов, двое шли как неизвестные, они даже имени своего не знают. Мы их госпитализируем, лечим, но больница (а значит, и медперсонал) за них ни копейки не получает из Фонда ОМС. Если нет документов, страховая компания медицинский полис не выпишет. Выходит, лечим бесплатно.
Летом очень много бездомных попадает в терапевтическое отделение. Самый большой наплыв лиц без документов и определенного места жительства зимой, когда у них возникают проблемы, где ночевать и как прокормиться. С обморожениями, ожогами, переломами они «оккупируют» второе хирургическое отделение, травматологическое. Никому в лечении мы не отказываем.
Но сколько приходится выслушивать претензий от пациентов (и их родственников), которые не хотят лежать в больнице рядом с асоциальными личностями, деградировавшими, годами не моющимися, извините, опорожняющимися прямо на пол, не знающими, что такое туалет. Почему нормальные люди должны лечиться в таких условиях?
И другая проблема: куда выписывать бездомных? Хорошо, если они в состоянии уйти из больницы. А как быть с теми, кто нуждается в уходе после выписки? К примеру, поступила к нам в травматологию пациентка с переломом шейки бедра. С паспортом, но без определенного места жительства. Ее лечили, подошло время выписывать, а куда? За ней ведь нужен уход. Мы повезли больную по указанному ею адресу, но там ее не приняли. Пришлось возвращать в больницу и искать, куда пристроить пациентку.
Конечно, медики не оставили на улице бездомную женщину. Определили в борисовскую больницу, в отделение сестринского ухода. Там помогут, пока пациентка в гипсе. Потом куда? Разве дело медиков ломать над этим голову? А приходится.
У заведующей вторым хирургическим отделением Л.В. Муравьевой большой опыт работы с бездомными пациентами. Их частенько доставляет сюда «скорая» обмороженными. Порой они лишаются пальцев, ног, рук. «Мы приступаем к лечению и заранее начинаем думать, куда потом пристроить этих инвалидов, - рассказывает Людмила Владимировна. - Направляем их в общественную организацию «Преображение России». Иногда их представители сами приходят в стационар. Они помогают таким пациентам оформлять документы, в частности, на инвалидность. Кому-то даже решают вопросы протезирования.
Л.В. Муравьева поддерживает связь и с религиозными организациями. Рассказала немало случаев, когда их представители забирали бездомных пациентов прямо из отделения. «Надо делать доброе дело», - так рассуждает послушница одной из церквей. Она периодически наведывается в стационар к одиноким больным без определенного места жительства. Кто-то после лечения уходил вместе с ней.
Сотрудники городской больницы постоянно держат связь с благотворительным центром «ТАУ», помогающим бездомным. Иногда медики направляют туда своих пациентов. Но в приют, как пояснила директор центра Н.Е. Турбина, принимают лишь мужчин, и только тех, кто желает в нем находиться и может сам себя обслуживать. Лежачих больных сюда не берут. Условий для ухода за ними и медицинского персонала в «ТАУ» нет.
Однако в больнице бездомные пациенты, требующие постоянного медицинского ухода, не могут жить месяцами. Она не приют для бомжей. И везут их отсюда в отделение сестринского ухода борисовской больницы. Всяких: после инсульта, с сердечно-сосудистыми заболеваниями, с ампутированными конечностями, онкобольных…
По словам заведующей В.В. Кольцовой, только за прошлый год через их отделение, где 40 коек, прошло 255 социально дезадаптированных пациентов, из них 19 - без документов и без места жительства. За семь месяцев этого года здесь пролечили уже 112 таких пациентов, из них 18 бомжей.
В отделении не только лечат, но и решают социальные проблемы пациентов. При этом соцработников здесь нет, по штату не положено. Приходится медицинским сестричкам писать письма, делать запросы в различные инстанции, чтобы восстановить личность больного, помочь ему оформить паспорт. И тут благотворительный центр «ТАУ» приходит на помощь: консультирует, помогает в заполнении бумаг.
Порой это столько времени занимает! Два пациента сестринского отделения живут здесь уже больше четырех лет. Один из них утратил способность говорить. Никак не могут медработники восстановить обоим документы. Когда это удается сделать, бездомных оформляют в дома-интернаты. На процедуру оформления уходит от полутора до трех месяцев. А еще пытаются найти родственников своих пациентов.
Возраст большинства бездомных - 60-70 лет. Изредка попадают и 30-40-летние. Но они долго не задерживаются. Чуть подлечатся, приобретут человеческий облик и, не дожидаясь оформления паспорта, уходят в никуда. Надоедает им жить нормальной жизнью, спать на чистых простынях, мыться каждый день.
По словам В.В. Кольцовой, сегодня в отделении сестринского ухода из 14 пациентов шесть без роду, без племени. Муниципалитет берет на себя расходы по их содержанию, лечению, решению социальных вопросов.
«Коммунар»

Подпишитесь