Posted 31 августа 2011,, 01:53

Published 31 августа 2011,, 01:53

Modified 17 сентября 2022,, 12:48

Updated 17 сентября 2022,, 12:48

К 75-летию ААК "Прогресс": в небе и на земле – во имя Отчизны

31 августа 2011, 01:53
Об этом рассказал первый заместитель руководителя компании Яким Янаков

ВЛАДИВОСТОК. 31 августа. ВОСТОК-МЕДИА - Авиакомпания «Прогресс» встречает своё 75-летие в условиях больших перемен. Полным ходом идёт модернизация производства, набираются молодые кадры, всё увеличивающийся объём гособоронзаказа позволяет планировать работу предприятия на перспективу.

Веяние нового ощущается всюду – от ремонта и реконструкции производственных цехов до новых методов управления и организации самого производства. И все эти перемены ведущие специалисты предприятия связывают с приходом к руководству авиакомпании новой команды управленцев во главе с управляющим директором Юрием Денисенко. Его первый заместитель – Яким Янаков – одна из основных фигур этой команды. Яким Иванович пришёл на «Прогресс» в 2004 году, когда группе московских акционеров удалось придать предприятию благотворный импульс возрождения, модернизации и дальнейшего развития. И мне бы хотелось рассказать о нём подробней.
Янаков – генерал-лейтенант авиации, заслуженный военный лётчик, для которого авиация – дело всей жизни. И он остро переживает трудности, которые преследуют авиастроительную промышленность последние десятилетия. Недавно мне удалось с ним поговорить.
То, что я услышал, интересно и поучительно не только в житейском плане. Жизнь стремительно меняется. В новых экономических условиях требуются новые пути решения организационных и производственных вопросов. Но как найти этот новый, самый оптимальный, результативный путь? А этим-то, оказывается, Яким Иванович, по сути, и занимался всю жизнь. И оценкой его военной, научно-исследовательской, методической и практической лётной деятельности в области учебно-боевой подготовки военных лётчиков является учёная степень – кандидат военных наук. И теперь опыт, наработанный им во время службы в Вооруженных силах, востребован на производстве.
Янаков – руководитель высшего звена. Он глубоко и компетентно разбирается в проблемных вопросах производства и всегда находит адекватные способы их решения. Отличный психолог, он личным примером направляет усилия коллектива на выполнение производственных задач. Это тот редкий тип руководителя, с которым всегда есть желание работать, делиться наболевшим, обращаться за советом и помощью. Это человек, душой болеющий за дело, – так отозвался на мою просьбу сказать несколько слов о первом заместителе Сергей Харин, директор по производству.
А вот главный технолог Александр Мартёха, на мой взгляд, сумел лаконично передать очень важное: Яким Иванович – личность неординарная. Его энтузиазм, энергия, невероятная работоспособность – предмет зависти многих молодых специалистов.
Признаюсь, я редко когда слышал столько добрых слов в адрес одного человека.
– Так как же всё начиналось? – спросил я у Якима Ивановича. Ответ был неожиданным:
– Помните стихи:
«Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины...
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне...»
Я ведь вырос на Кавказе в небольшом селе, и моё детство проходило в горах. Мне всегда казалось, что эти строки каким-то фантастическим образом написаны обо мне – так точно поэт передал то, что творилось в моей душе. В горы мы убегали с утра, босиком, краюху хлеба в карман – и на целый день. Убегали туда, где дух захватывает от безумной высоты и непостижимой красоты мирозданья. Только представьте: стоишь на вершине, а там, далеко внизу, открывается потрясающая панорама – величавая долина, разрезанная серебристой нитью реки, и вдали, уже в дымке, – ярким бликом ледяное горное озеро. А совсем рядом, чуть не задевая, парит орёл, воспетый Александром Пушкиным. Глядя на него и далеко вниз, мы с восторгом ощущали чувство его полёта. Вот тогда-то я и заболел небом.
Так или примерно так рассказывал мне Яким Иванович. Думаю, там и родился лётчик Янаков. Потому, что 9 и 10 классы Тбилисской школы он уже совмещал с учёбой в аэроклубе. Первый прыжок с парашютом начинающий спортсмен совершал в паре с мастером спорта. С Як-12 , как он вспоминает, вывалился почти бессознательно – страх струсить был сильнее страха перед самим прыжком. Портрет лётчика-испытателя В. Коккинаки, земляка, помещённый в «Правде», поставил окончательную точку в выборе судьбы. Ожидаемый вызов в Ейское высшее военно-авиационное училище лётчиков пришел неожиданно. Заняв денег, на третьей полке общего вагона ехал навстречу своей судьбе потомок свободолюбивых греков, сын председателя колхоза Яким Янаков. Шел 1961 год.
Уже на первом курсе лётного училища судьба символично свела настойчивого и целеустремлённого курсанта с далёким приморским городком Арсеньев. Летать Яким начинал на учебно-тренировочном Як-18А, выпущенном на заводе «Прогресс». После Яка на втором курсе был успешно освоен легендарный МиГ-15, а на третьем курсанты уже проходили углублённую программу боевого применения истребителя МиГ-17.
Но настоящим психологическим испытанием для курсантов явился выпускной курс. Им, этим молодым ребятам, едва успевшим преодолеть психологический барьер перехода на реактивную технику, предстояло впервые вылететь на новейшем сверхзвуковом истребителе Су-7 (за два звука!) без обязательных в таких случаях вывозных и учебно-тренировочных полётов на спарке (учебная модификация с двойным управлением). И курсанты справились! После основательной теоретической и наземной подготовки им давали по одному ознакомительному полёту на новом для них учебном МиГ-21 (запоминай глиссаду снижения!) и на следующий день – самостоятельно на Су-7. Колоссальная психоэмоциональная нагрузка! Не тогда ли родилась поговорка: самолёт «Сухой» – лётчик мокрый?
Училище Яким закончил с отличием. И, как наиболее способный выпускник, в числе немногих был оставлен на инструкторской работе. Кстати, вместе с ним, только в другом полку, «инструкторил» тогда и его однокашник, будущий космонавт Владимир Джанибеков. Казалось, сама судьба предопределила Якиму жизненный путь – летать и учить этому других. И это стало его призванием.
Окончив в 1972 году Военно-Воздушную академию и освоив новейший истребитель-бомбардировщик Су-17, капитан Яким Янаков продолжает службу в родном училище и уже в 1977 году приказом министра обороны принимает учебный полк.
Природный аналитический ум, рациональное мышление, умение идти на риск, блестящие организаторские способности и простая человеческая порядочность – вот те основные черты, которые помогли Якиму Янакову стать офицером-наставником новой формации – высокопрофессиональным, нестандартно мыслящим, отвечающим духу времени.
Основным показателем успешности авиачастей и соединений всегда являлась безаварийная лётная работа. Но в чём кроется причина, казалось бы, неожиданных массовых вспышек лётных происшествий? Тогда уже зам. начальника училища по лётной подготовке полковник Яким Янаков, занимавшийся к тому времени большой исследовательской работой, составил два графика: аварийности и временных особенностей обучения и подготовки лётных кадров. Наложив один график на другой, он, в частности, определил причину вспышки аварийности в ВВС страны в начале 70-х. Оказалось, что аварийность спровоцировал массовый выход из армии подготовленного и перспективного лётного состава в результате непродуманного сокращения Вооружённых сил в 1960 году.
Но как быть, когда два военно-авиационных училища, летающих на однотипной технике, за один и тот же временной интервал имеют совершенно разные показатели по этому критерию? Так, в Барнаульском училище в 1982 году на истребителе МиГ-21 произошло шесть(!) лётных происшествий, а в Ейском – ни одного?
Сама жизнь подсказывала путь решения проблемы. Осенью 1983 г. полковник Яким Янаков назначается начальником Барнаульского высшего военно-авиационного училища лётчиков. И сразу же в училище предпринимается ряд беспрецедентных мер по повышению безопасности полётов. Наряду с внедрением самой передовой методики лётного обучения по указанию Якима Янакова в зоне подхода и посадки истребителей была установлена система видеонаблюдения. Это новшество явилось самым строгим и объективным наглядным пособием при расшифровке САРППограмм (аналог т.н. «чёрного ящика») и открывало новые возможности устранения предпосылок к лётным происшествиям на самой ранней стадии. Под руководством нового начальника училище приобрело устойчивую репутацию безаварийного, совершенствовалась и обновлялась методика учебного процесса, успешно шла подготовка научно-педагогических кадров, повысился уровень лётной подготовки выпускников. Как вспоминают ветераны училища – это было время возрождения. И ещё ветераны и бывшие выпускники училища с большим теплом и глубоким уважением вспоминают своего бывшего начальника – генерал-майора авиации Якима Янакова. Это воинское звание ему было присвоено в мае 1987 года, когда ему исполнилось 44. Тогда же он получает новое назначение на должность первого зама командующего ВВС Приволжского военного округа.
Будучи прирождённым истребителем, генерал тем не менее понимал значение и роль боевых вертолётов в поддержке войск на поле боя – должность обязывала. Поэтому при первой же возможности он успешно освоил и эту технику. Что впоследствии позволило ему аргументированно обосновать перед высшим руководством необходимость принятия на вооружение Российской армии вертолётов Ка-50 и Ка-52.
Открываю один из оказавшихся под рукой старых авиационных журналов и – не поверите! – на второй странице «Авиации и космонавтики» (№1 за 1992 г.) нахожу статью зам. начальника ВУЗ ВВС страны, генерал-майора авиации Я. Янакова, вскрывающую острые проблемы всей системы авиационных вузов страны.
Самой чёрной полосой своей жизни считает генерал этот период – рушилась государственная система, закрывались военно-учебные заведения, из армии уходили профессионалы. Между тем вступительные слова к статье Якима Янакова звучат программными для всей учебно-образовательной системы: грамотный специалист – главное звено цепи, потянув за которое можно вытащить из любого кризиса и фирму, и отрасль, и даже целое государство.
До 1998 г. генерал-лейтенант Яким Янаков возглавлял вновь образованное Управление ВУЗ ВВС России, отстояв за собой право летать. Он летал практически на всех типах самолётов и вертолётов фронтовой авиации. На вопрос, попадал ли в аварийные ситуации, ответил: – Бог миловал.
Как-то во время плановых полётов на парный пилотаж (Су-7) он уже почти занял место в кабине, но техники по какой-то причине отдали его машину напарнику, предложив другой истребитель. Во время пилотажа на высоте полковник Яким Янаков вдруг увидел, что самолёт ведомого незапланированно устремился вверх, затем лёг на спину и пошел к земле. Как позже выяснила комиссия, отказал канал продольного управления – стабилизатор намертво встал на кабрирование.
– Мне тогда впервые пришлось давать команду на катапультирование, да ещё находясь в воздухе, – вспоминает генерал.
В 1998 г. генерал-лейтенант авиации, Заслуженный военный лётчик СССР, кавалер многих правительственных наград, Яким Янаков уволился из ВС России по возрасту.
О своей контрактной работе в качестве советника Главкома ВВС и ПВО Эфиопии (с одобрения МИД России) Яким Иванович говорить наотрез отказался. Но вот маленький штришок прозвучал:
– Боевого лётчика в целях его же безопасности необходимо готовить на пределе возможного. А я вижу в зеркале бледно-фиолетовое лицо эфиопа и в его наушниках еле слышное с придыханием: «Я устал, это мой второй полёт…» Чёрт возьми, а я сегодня уже седьмую спарку меняю! Это горы когда-то научили меня не бояться высоты и закалили физически, – с улыбкой заключил генерал.
Лев Толстой как-то заметил, что поступками людей движет тщеславие. Наверное, это так. Ведь любое серьёзное начинание мы стараемся сделать лучше других, мы стремимся быть замеченными. Но вот парадокс – в процессе созидания мастер, поглощённый делом, не испытывает жажды славы. Наивысшее удовлетворение ему приносит сам процесс созидания, процесс движения к намеченной цели. Этот процесс уже настолько важен для него, что становится смыслом жизни.
Такие самоотверженные люди, преданные своему делу, всегда вызывают уважение.
28 июня 2008 г. на арсеньевском «Прогрессе» состоялось знаменательное событие – в небо поднимали новый боевой вертолёт Ка-52. Когда готовую машину выкатили из сборочного цеха, в её кабине сидели создатели вертолёта – директор по производству Вячеслав Кащаев и первый заместитель управляющего директора, ответственный за выпуск Ка-52, – Яким Янаков.

Анатолий БОРТНИК, г. Арсеньев. Газета «Бизнес-Арс».
Фото Станислава ПЕРОВА.

"