Posted 9 ноября 2011, 06:33
Published 9 ноября 2011, 06:33
Modified 17 сентября 2022, 12:29
Updated 17 сентября 2022, 12:29
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ. 9 ноября. ВОСТОК-МЕДИА - Утка-морянка, которая больше года прожила на кордоне «Семячик» Кроноцкого заповедника, временно остановилась в Елизовском зоопарке. Владимир Аксёнов, приютивший раненую птицу, отправился в заслуженный отпуск.
История дружбы человека и птицы началась чуть больше года назад. В октябре 2010-го государственный инспектор Кроноцкого заповедника Владимир Аксёнов при патрулировании окрестностей Семячикского лимана обнаружил на снегу следы. По ним он вышёл на берег и увидел обессилевшую птицу. Владимир не смог оставить её на произвол судьбы.
«Когда я принёс утку на кордон и внимательно осмотрел её, оказалось, что у птицы было перебито крыло и повреждена лапка. Видимо, она ударилась обо что-то во время полёта. Почитав орнитологический справочник, найденный в домике, я сделал предположение что это морянка, посмотрел, чем она питается и начал выхаживать птицу. Крошил для неё рыбу, ловил морских рачков. Имя пришло само собой от названия вида - Морька», - так описал свою первую встречу с морянкой Владимир Аксёнов.
Сначала Владимир планировал вылечить птицу и отпустить её на волю. Но время шло, а крыло так полностью и не восстановилось. Окажись Морька в дикой природе - легко бы стала добычей пернатого или наземного хищника. Постепенно птица привыкла к своему спасителю, и Владимир с Морькой стали, что называется, не разлей вода: куда инспектор, туда и уточка. Даже спать, словно кошка, морянка укладывалась в его кровать. Трогательную картину представляли собой совместные прогулки по побережью лимана. В октябре эту парочку запечатлел фотограф Сергей Краснощёков.
В конце прошлой недели Владимир Аксёнов покинул территорию заповедника, чтобы отправиться в долгожданный отпуск за пределы Камчатки. И хоть расставаться с Морькой жаль даже на время, с собой в дальний путь морскую утку не возьмёшь - о временном приюте для своей подопечной инспектор договорился с Елизовским зоопарком.
На Камчатке морянка - это обычная и наиболее многочисленная из уток в период пролёта и зимой. Её повсеместно можно увидеть в устьях крупных рек, в лиманах, бухтах и заливах, на морских побережьях. Главным образом морянка гнездится на заболоченных тундрах и у озёр Корякского округа. Южнее Камчатского перешейка её гнездовья единичны. Одно из них - кальдера вулкана Узон в Кроноцком заповеднике. Здесь морянки гнездятся на тундрах у озера Центрального, расположенного на высоте 650 м над уровнем моря. Небольшое количество уток гнездится на полуострове Лопатка и в низовье реки Камбальной (Южно-Камчатский заказник).
Собираясь стаями (особенно в марте и апреле во время весеннего пролета) морянки становятся необычайно крикливы. Об этой их особенности в своём труде «Описание земли Камчатки» рассказал знаменитый естествоиспытатель, участник Второй Камчатской экспедиции Георг Вильгельм Стеллер, который проводил исследования на полуострове в 1742-1744 годах. «Исландская Hauelda, или морской вострохвост, которая держится всегда на море и вблизи больших морских бухт и издает весьма странный звук: а-ан гич, а-ан-гич! Так как эти утки всегда держатся стаями, то своими гармоническими звуками и их вариациями они нередко дают очень причудливые и прямо удивительные концерты. Гортань этой утки по устройству своему напоминает трещотку с тремя отверстиями, изнутри затянутыми совсем тоненькою пленкою; только благодаря этому и возможно столь отчётливое образование указанных разнородных звуков. Ительмены сложили об этой утке особые стихотворения и песни, по мелодии своей весьма удачно напоминающие звуки этих птиц. Утку эту они называют «аангич», тем же словом, что и пономаря или дьячка, потому что он из различных колоколов извлекает разные звуки и, подобно этим уткам, рано по утру, лишь только наступает день, звонит схожим образом к заутрене».
Мария Воронцова, руководитель аналитико-информационной службы ФГУ «Кроноцкий заповедник».