Posted 13 октября 2016, 09:41
Published 13 октября 2016, 09:41
Modified 17 сентября 2022, 10:26
Updated 17 сентября 2022, 10:26
Эксперты-криминалисты Дальневосточного таможенного управления ежедневно выявляют фальсификат, исследуют контрабандный товар и проверяют достоверную стоимость перевозимых товаров через границу. Специалистам приходится иметь дело с краснокнижными растениями, различными дериватами, товарами лёгкой, химической и пищевой промышленности. Сотни и тысячи дорогостоящих и не очень товаров попадают к ним на экспертизы каждый день. С тем, как устроена работа экспертно-криминалистической службы регионального филиала центрального экспертно-криминалистического таможенного управления, познакомился фотокорреспондент РИА «Восток-Медиа».
В этом году таможенная служба Российской Федерации отмечает 25-летие. Владивостокское экспертное подразделение создано в апреле 1993 года и с тех пор вышло на лидирующую позицию по всему Дальнему Востоку. В экспертно-криминалистической службе трудятся 69 человек. Основные помещения располагаются в приморской столице на улице Ульяновской. Кроме того, в состав входит 12 экспертных подразделений, в том числе 6 выносных. Они находятся в местах, приближенных к государственной границе, - в Южно-Сахалинске, Петропавловске-Камчатском, Хабаровске, Находке, Благовещенске и Уссурийске.
Светлана Яковлева
В состав службы входит 46 профессиональных экспертов. Все они являются специалистами в абсолютно разных областях - наука, техника, ремесло, искусство. Многие из экспертов работают в данной сфере около 10-15 лет.
«В наши обязанности входит исследование товаров, которые проходят через государственную границу РФ. В случае, если сотрудникам таможни какие-то вещи не понятны или неизвестно их происхождение, назначается экспертиза. Она может понадобиться на стадии таможенного контроля, административного правонарушения или уголовных дел. Мы умеем делать идентификационные, товароведческие, криминалистические экспертизы. Наши специалисты работают с товарами лёгкой промышленности, объектами интеллектуальной собственности, техникой, транспортными средствами, сильнодействующими веществами и многим другим», - рассказала заместитель начальника экспертно-криминалистической службы регионального филиала центрального экспертно-криминалистического таможенного управления по экспертной деятельности, полковник таможенной службы Светлана Яковлева.
Чучело гребнистого крокодила
Дальний Восток занимает первое место по многообразию и богатству природными ресурсами. Ни для кого не секрет, что эндемики нередко становятся объектами контрабанды. Чаще всего дериваты животного и растительного происхождения нарушители пытаются перевезти на территорию сопредельного Китая.
Эксперт отделения экспертизы пищевых товаров Дмитрий Капустин рассказал, что вывозимые товары, как правило, используют в медицине или просто продают за очень большие деньги.
Трепанг
Так, например, в последнее время большую популярность приобрели гриб чага, панты северного оленя, высушенная кровь оленей, изюбров; сухожилия, кораллы; краснокнижный окунь-ауха; высушенные кладки икры лягушек и даже репродуктивные органы.
«Для местных жителей и обывателей это покажется непривычным или даже странным. Однако в Юго-Восточной Азии все эти товары высоко котируются и очень дорого стоят. Все они используются в медицинских целях. Так, многие китайцы из репродуктивных органов оленей варят супчики. Считается, что это как-то отражается на их мужском начале, - отметил представитель таможни. – Между тем не стоит забывать, что большинство из этих товаров добывается с нарушением российского законодательства, варварским путём, что подрывает наши ресурсы».
Дмитрий Капустин
В этом году на территории региона эксперты зарегистрировали три эпизода провоза останков тигра через границу. В начале года пограничники пресекли попытку незаконного вывоза крупной партии (36 мешков) медвежьих лап общим весом более полутонны. С помощью экспертиз специалисты посчитали, что такое количество дериватов животного происхождения браконьеры добыли минимум от 110 особей гималайского медведя и 69 - бурого мишки. Рыночная стоимость изъятых товаров превысила 1,5 миллиона рублей.
Корни женьшеня
В этом же году таможенники зарегистрировали несколько случаев провоза чучел гребнистого крокодила. По словам Дмитрия Капустина, в Юго-Восточной Азии эти животные очень распространены – местные жители даже употребляют их в пищу и используют для производства различных декоративных вещей. Однако провезти такой экзотический товар без специального документа запрещается. Разумеется, не все туристы наслышаны о таком требовании, а продавцы редко предупреждают. В итоге товар изымают сотрудники в зелёных мундирах.
Дериваты животного и растительного происхождения
Очень часто таможенники конфискуют трепанг, которым так богат Приморский край. По словам представителя экспертной службы, как правило, в России он закупается по одной цене, а за границей продаётся втридорога. Так, 1 килограмм самого маленького сушёного трепанга, например, стоит 15 тысяч рублей, крупного – около 40 тысяч рублей.
Нередко экспертам-криминалистам приходится работать с товарами, представляющими культурно-историческую ценность. Речь идёт о бивнях мамонта. Они используются для декоративной резьбы и создания дорогостоящих изделий. По словам Дмитрия Капустина, килограмм бивня оценивается примерно в 30 тысяч рублей, при том что некоторые из них весом достигают 20 килограммов. Также в этом году эксперты пресекли попытку вывоза крупной партии клыков моржа – на убой пошли более 30 животных. При этом неизвестно, каким образом они добывались - на законных основаниях или нелегально.
Дмитрий Капустин показывает бивни мамонта
Бивни мамонта в разрезе
Только что завершилась экспертиза рекордной партии корня женьшеня. Дмитрий Капустин рассказал, что до этого они никогда не сталкивались с таким объёмом краснокнижного растения.
«В этих мешках лежит около 35 килограммов дикорастущего женьшеня, это очень большая партия. У нас вообще никогда такой не было. Здесь около 2,5-3 тысяч корней. Ориентировочно минимальная стоимость равна 11 миллионам рублей, но она наверняка возрастёт в 2-3 раза», - пояснил он.
Высушенная кровь оленей
Все конфискованные товары, как правило, являются вещественными доказательствами в ходе судебных разбирательств. Именно поэтому изъятые дериваты сначала хранятся. После этого суд принимает решение, что можно сделать с конфискованным товаром.
Светлана Яковлева отметила, что товар может быть реализован, передан в государственную собственность или даже уничтожен: «Каждый товар имеет свой путь, бывают и музейные экспонаты, правда, такое случается очень редко. Как-то нам привезли оплодотворённую икру осетров. Мы её быстро обследовали и передали в океанариум, который на Спортивной набережной находится».
Также эксперты службы трудятся над анализом товаров химической промышленности. Они проверяют перевозимые через границу препараты и таблетки на наличие подконтрольных, наркотических или сильно действующих веществ. Здесь же эксперты устанавливают фальсификат в группе промышленных товаров – мороженом, напитках, алкоголе. С помощью специального аппарата сотрудники службы выявляют жирно-кислотный состав, наличие микропримесей и соответствие ГОСТу.
Товары народного потребления и лёгкой промышленности также проходят через специальную службу. Сам начальник отдела экспертизы товаров лёгкой промышленности Богдан Мушта называет эту категорию всем, что нельзя съесть, на чём нельзя ездить, и тем, что не выглядит как порошок или жидкость. Речь идёт об одежде, сумках, обуви, чехлах для автомобилей, а также различных стройматериалах, изделиях из древесины.
Специалисты проверяют достоверность стоимости задекларированных товаров – как правило, участники рынка занижают её, чтобы платить меньшую пошлину.
Богдан Мушта
«Недавно ввозилась партия паркета с заявленной стоимостью полмиллиона рублей. Однако мы выяснили, что на самом деле этот товар стоит 10 миллионов рублей. Это, конечно, не норма, но такие единичные случаи тоже случаются. К нам очень часто поступают изделия из экзотических пород древесины – кумару или кемпас, например. Главная сложность в том, что те породы, которые растут в России, отличить очень просто. Тропических же деревьев сотни, а информации о них очень мало. При этом стоимость паркета из них, например, может варьироваться от 4 до 40 тысяч за квадратный метр», - рассказал Богдан Мушта.
За 9 месяцев работы в этом году сотрудники службы провели более 3,5 тысячи экспертиз и исследовали свыше 63 тысяч объектов. По их результатам начислено около 250 миллионов рублей платежей и штрафов, возбуждено 155 дел об административном правонарушении и 2 уголовных дела.