В столице Приморья разгорается серьёзный межкорпоративный конфликт. Бизнесмены, работающие на территории Владивостокского морского торгового порта, жалуются на то, что их попросту выживают. Страсти разгораются нешуточные: речь идёт о подозрениях в рейдерстве и угрозе техногенной катастрофы.
Ни проехать, ни пройти
В редакцию РИА «Восток-Медиа» обратился директор ООО «Макро» Роман Ямщиков. Его компания владеет двумя складами-холодильниками, расположенными на территории Владивостокского морского торгового порта (ВМТП). По словам предпринимателя, последние несколько месяцев администрация порта неправомерно пытается чинить препятствия его бизнесу. При этом всё происходящее, по мнению Ямщикова, напоминает так называемый рейдерский захват.
«В конце прошлого года стали обращаться представители администрации ВМТП. Они неофициально предлагали мне продать бизнес. Предложение поступило смехотворное – оба склада хотели купить по цене однокомнатной квартиры во Владивостоке», – рассказал Роман Ямщиков. Бизнесмен сразу же обратился к руководству порта с конкретным предложением – сесть за стол переговоров или назначить независимую оценку объекта. Впрочем, обсуждать детали возможной сделки с ним никто не захотел. Через какое-то время у компании «Макро» начались проблемы.
В декабре 2016 года работникам предприятия попросту отказали в выдаче пропусков – без них в порт попасть невозможно. Роману пришлось незамедлительно обращаться во все контролирующие органы – вплоть до управления ФСБ по Приморскому краю. Так как речь шла об угрозе техногенной катастрофы в центре Владивостока. Ведь склад-холодильник работает на аммиачной установке. Это опасное оборудование, за которым нужно постоянно следить. Согласно официальным документам, в случае взрыва одной из установок площадь прямого поражения составит 113 метров. Ближайшие 6 квадратных километров быстро затянет облаком из аммиака. В случае аварии на обоих складах площадь поражения удвоится. Портовики же отказали в доступе даже обслуживающему установку персоналу – то есть оставили опасное оборудование без какого-либо контроля.
Органы отреагировали незамедлительно, и руководству порта пришлось отступить. Пропуска работникам компании «Макро» всё-таки выдали – но только пешеходные, автомобилям фирмы ВМТП въезд запретил – без объяснения причин.
В осаде
Весной 2017-го ситуация усугубилась. Как рассказал Роман Ямщиков, 22 марта представители порта попросту заблокировали все проходы к территории, контролируемой «Макро». По всему периметру предприятия расставили контейнеры и большегрузную технику. Дело в том, что пройти к складам можно лишь по территории ВМТП. Портовики обязаны обеспечивать доступный проезд на участки других предприятий – но этот момент они решили проигнорировать.
В результате работа компании «Макро» застопорилась: начались перебои с погрузкой и выгрузкой грузов, а также обслуживанием холодильных установок. В тот же день ВМТП отправил Роману Ямщикову соглашение о заключении земельного сервитута. Кроме того, оказалось, что ещё в 2008 году порт выкупил землю под одним из холодильных складов – в обход владельца. Как это произошло, до сих пор остаётся загадкой. Впрочем, задаваться таким вопросом Ямщикову было некогда – предприятию нельзя простаивать. Он подписал договор.
«В общем, конфликт так и не разрешился. Порт до сих пор блокирует проезды к нашей территории. Они выставляют там запчасти от тяжёлой техники, саму технику, контейнеры. На все наши претензии заявляют: мы же вам не мешаем. А это, мол, наша территория, что хотим, то и делаем», – рассказал собеседник агентства. Из-за сложившейся ситуации склады фактически прекратили работу. Оно и понятно: туда невозможно завезти ни один груз. Сегодня там трудится лишь персонал, обслуживающий аммиачные установки. Все остальные сотрудники ушли в неоплачиваемый отпуск. По мнению Романа Ямщикова, всё происходящее напоминает банальный рейдерский захват. Он уже обратился с заявлениями в правоохранительные органы и различные контролирующие организации. По мнению предпринимателей, действия порта подходят под определение самоуправства.
У всех одни убытки
Между тем прибыль от работы холодильных складов получал, прежде всего, сам порт. Через него проходила значительная часть замороженного мяса, поступающего во Владивосток. При этом непосредственным получателем груза оставался порт – компания Романа Ямщикова просто оказывала дополнительную услугу по хранению.
«Это очень удобная схема. Благодаря нам клиенты могли растаможить груз, не вывозя его из порта. Это было выгодно компаниям-импортёрам, которые приобретали мясо за рубежом. И потом нужно было его отправить морем в другие регионы. Основной заработок с каждого приходящего к нам контейнера приходился на долю портовиков. То есть если мы не работаем, убытки несёт, прежде всего, сам порт», – рассказал предприниматель. Словом, ситуация парадоксальная – работники ВМТП сами же лишают себя прибыли, а также рушат связи с клиентами, которые отгружались в порту из-за наличия холодильников.
Впрочем, ситуация с ООО «Макро» – отнюдь не единичная. Точно такая же история происходит с другой компанией на территории порта – «Астория». Она владеет большим складом в районе одного из причалов. Вот что рассказал корреспонденту РИА «Восток-Медиа» заместитель директора фирмы Вячеслав Смирнов: «Торговый порт перестал выдавать нам автомобильные пропуска. Из-за этого мы не в состоянии вести коммерческую деятельность – она полностью остановилась. Фирма несёт убытки. Кроме того, порт перестал соблюдать условия, которые были прописаны при его приватизации. ВТМП обязан предоставлять беспрепятственный проезд для смежных землевладельцев. Сейчас этот пункт игнорируется, а с нас требуют денег».
При этом, намеренно игнорируя свои обязанности выдавать смежным землепользователям пропуска, портовики настаивают на заключении с ними договора о сервитуте – по нему «Астории» придётся платить 100 тысяч рублей в месяц за право проезда. Деньги для небольшой компании неподъёмные. Сейчас Вячеслав готовит документы для обращения в суд. Однако разбирательство – процесс не быстрый, и сколько ещё убытков понесёт его фирма, сказать сложно.
Ситуацию комментирует пресс-секретарь ПАО «ВМТП» Михаил Соколов:
«Владивостокский морской торговый порт работает в соответствии с российским законодательством и существующими договорными обязательствами. В рамках плановой внутренней проверки сотрудники ПАО «ВМТП» в октябре 2016 года запросили у ООО «Макро» документы, подтверждающие право аренды или право пользования земельными участками на территории ВМТП, на которых расположено имущество ООО «Макро». Соответствующие документы в установленный срок и до настоящего момента представители ООО «Макро» не предоставили.
Фактически ООО «Макро» игнорировало все запросы ВМТП, в связи с чем порт был вынужден инициировать судебное разбирательство по данному вопросу. Исковое заявление подано в Арбитражный суд Приморского края 26 апреля 2017 года. До вынесения судебного решения и вступления его в законную силу комментировать спор двух хозяйствующих субъектов мы считаем преждевременным.
ВМТП является объектом транспортной инфраструктуры и участком пункта пропуска через государственную границу. Оформление пропусков на территорию порта регламентируется постановлением правительства РФ № 678 от 16 июля 2016 года «О требованиях по обеспечению транспортной безопасности». В 2017 году порт оформил пешеходные и транспортные пропуска для всех грузовых машин и автомобилей третьих лиц, участвующих в коммерческой деятельности ООО «Макро». Требованиями постановления правительства РФ № 678 оформление пропусков для личного транспорта не предусмотрено».
Судя по всему, решить данные конфликты мирно вряд ли получится. Пока краевые власти рассказывают о поиске инвесторов и развитии свободного порта, в Приморье не могут договориться старожилы стивидорного рынка. Самый серьёзный урон, который наносят подобные истории, – имиджевый. Пока во Владивостоке существуют подобные проблемы, говорить о привлечении инвестиций, пожалуй, преждевременно, полагают экономические эксперты. По мнению юристов, претензии торгового порта, носящие исключительно финансовый характер, независимо от исхода будущего судебного разбирательства, не позволяют порту вмешиваться в деятельность другого предприятия, блокировать его работу, создавать угрозу наступления неблагоприятных последствий для неограниченного круга лиц.