Posted 4 июля 2017, 06:40
Published 4 июля 2017, 06:40
Modified 1 сентября 2022, 03:30
Updated 1 сентября 2022, 03:30
Объёмы розничного ювелирного рынка в России сократились за трёхлетний период более чем в два раза: такие данные приводит Пробирная палата России. По сведениям ведомства, в 2013 году профильные предприятия произвели около 107 тонн золотых изделий, а уже в 2016-м — всего 51 тонну. В чём причина падения отрасли и как обстоит ситуация в Хабаровском крае, разбирался корреспондент РИА «Восток-Медиа».
В чём проблема?
Аналитики связывают ситуацию с экономическим кризисом в России: падение розничных продаж за этот период составило до 30 % в разных регионах страны. Это сказалось и на экспортной картине: четыре года назад общая стоимость «ювелирки», легально проданной за рубеж, составила 724 миллиона долларов США, а в 2016 году эта сумма снизилась до 104 миллионов. На фоне мирового оборота — 98 миллиардов долларов США — доля российского рынка составляет 0,2 %.
Ещё одна ветвь влияния на ювелирную отрасль — новые правовые нормы, которые вступили в силу в России. Уже полтора года — с 10 января 2016-го — действуют изменения, которые внесли в федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма». В соответствии с ними, при покупке украшений на сумму более 40 тысяч рублей наличными или 100 тысяч при оплате банковской картой, покупатель обязан предъявить паспорт, а продавец — передать эти данные в Росфинмониторинг. Примечательно, что эту процедуру ранее должны были соблюдать при любой сумме покупки, однако на деле чаще всего игнорировали.
«Это чрезмерные нормы на сегодняшний день. Тем, кто хотел отмыть деньги, ничто не помешало это сделать», — прокомментировал президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Сергей Катырин.
Что происходит в Хабаровском крае?
Ювелирный рынок Хабаровского края, если сравнивать с большинством западных регионов, с экономической точки зрения сейчас выглядит провальным. Общее снижение розничных продаж из-за кризиса не могло пройти мимо Дальнего Востока. Но в Хабаровском крае, из-за специфики источника дохода большей части граждан, работа отрасли испытывает существенную стагнацию. Благодаря переориентации ценовой политики в соответствии с действующими реалиями, ювелирные сети выжили и конкурируют между собой, однако объём продаж упал почти вдвое. Розница сейчас опирается в основном на постоянных клиентов — бюджетный класс.
«Хабаровский край — это регион чиновников и государственных служащих, проще говоря — бюджетников. У них всегда есть стабильный средний доход. В основном, ювелирный бизнес ориентирован именно на такого потребителя — со средним достатком, который гарантированно и в срок получает зарплату и может себе позволить ювелирное украшение в среднем ценовом сегменте. Какой-то конкретной группы товаров, которая пользовалась бы повышенным спросом, нет: есть ценовая политика и особенности изготовления», — рассказал корреспонденту РИА «Восток-Медиа — Хабаровск» исполнительный директор сети ювелирных салонов «Изумруд» Вячеслав Сивогорлый.
За три года в Хабаровском крае средний чек в ювелирной отрасли снизился на 25 %: если в 2013 году продавцы ориентировались на 12-14 тысяч рублей, то в 2016-2017 годах эти цифры уменьшились до 9-10 тысяч. Изменились и критерии выбора украшения.
«Сейчас большинство клиентов перешло на изделия из серебра и облегчённые виды товаров: выбирают ювелирные изделия, которые, будучи сделанными из драгоценного металла, весят меньше. Большая часть ассортимента сейчас — это монтированные украшения, на них уходит меньше материала. Ещё несколько лет назад покупатели отдавали предпочтение полновесным изделиям. При этом в премиум-сегменте изменений практически не произошло: незначительная группа богатых клиентов осталась при своих деньгах, так что в этом направлении планка спроса не сдвинулась», — объяснил представитель сети ювелирных салонов «Изумруд».
Актуальной проблемой в текущей картине ювелирного рынка предприниматели Хабаровского края считают существующий показатель рентабельности. Сегодня торговые сети региона работают практически «в ноль»: чтобы выдерживать конкуренцию с другими компаниями этого профиля, они не могут выставлять наценку на золотые изделия больше 20-25 %.
«Ювелирное изделие — это прежде всего материал. К его стоимости добавляется цена работы мастера и наценка магазина к закупочной цене — она нужна, чтобы компенсировать транспортные расходы, зарплату сотрудника, аренду помещения, коммунальные услуги и так далее. При этом рентабельность у нас стремится к нулю из-за высокой конкуренции. Цена за один грамм изделия без камня — я имею ввиду розницу — составляет 2 200 рублей, иногда 2 300. Соответственно, закупочная цена — около 1 800 рублей. В итоге у нас получается накрутка в чуть больше чем 20 % — таким образом рентабельность составит 0. То есть, ни прибыли, ни убытков — только покрыть свои затраты. «Накручивать» цену выше мы не можем — потребитель пойдёт туда, где оно дешевле», — прокомментировал Вячеслав Сивогорлый.
След ведёт не в Китай
Интерес к российскому золоту туристов из Китая также упал. Спрос, который можно сравнить с объёмом трёхлетней давности, сохранился во Владивостоке и Благовещенске. А вот гостей дальневосточной столицы ювелирные товары сейчас почти не интересуют.
«Что касается китайцев — сейчас с их стороны особого интереса нет. Всплеск спроса был связан с падением рубля и укреплением курса юаня — при соотношении 1:15 покупать русское золото было выгодно. Сейчас юань вновь подешевел — держится в районе 8,5 рубля. А китайские туристы очень хорошо умеют считать деньги. Кроме этого, есть проблема с гидами, которые работают с ювелирными салонами и требуют большие «откаты» за то, что приводят китайцев именно в эти магазины. Свое аппетиты они уменьшать не хотят — это несмотря на то, что и уровень продаж, и ценовая планка упали. Таким образом, сейчас неуместно говорить об интересе китайцев к нашему золоту», — подчеркнул руководитель сети «Изумруд».
Не как у всех
Ювелирные изделия штучной работы в Хабаровском крае не пользуются большим спросом. В первую очередь это связано с тем, что массовый потребитель предпочитает выбирать «штамп», а не уникальное украшение: общедоступный тренд всегда будет пользоваться большей популярностью. Ювелирные дизайнеры, напротив, за широкими тенденциями не гоняются и работают исключительно по вдохновению, ориентируясь на собственный вкус. В дальневосточной столице без работы не сидят и частные умельцы, и мастерские, которые существуют при салонах. Однако подход к деятельности у них кардинально различается: если «сетевые» ювелиры выполняют любое желание заказчика, дизайнеры от этого отказываются.
«В ювелирном деле вообще нет понятия «тренд» — это не конвейерное производство, а создание уникальных изделий. Искусство преобладает над модой и живёт веками, а говорить о тренде — это перечислять те вещи, которые больше года-двух не живут. Ювелирные изделия — это не аксессуар, а ценность. Оно создаётся под человека. Такие вещи делаются с прицелом на 500 лет», — прокомментировал потомственный художник-ювелир, член российского Союза художников Алексей Бабуров.
По мнению мастера, самые необычные вещи появляются на свет исключительно по вдохновению. Именно поэтому, как считает Бабуров, дизайнеры никогда не обращают внимания на тренды. Сам он придерживается той же позиции.
«Я не делаю того, что мне не нравится: получаю удовольствие от того, что делаю какую-то вещь, от самого процесса. И я настолько далёк от популярной, штампованной массовости, что мне неинтересно отслеживать всю эту моду на бабочек, стрекоз, цветочки и листья. У меня есть ситуации, когда я отказываю клиентам. Если заказчик приносит фотографии и просит сделать «как на картинке», или продублировать потерянную серёжку, я просто не берусь — неинтересно», — рассказал художник.
К чему придём?
В Торгово-промышленной палате считают, что ювелирная отрасль требует особого подхода: помощь этому направлению заключается большей частью в том, чтобы «не мешать». В основном это касается розничной торговли. Что касается экспорта, специалисты связывают спад с бюрократическими проблемами. Поэтому, по мнению ТПП России, именно в этом направлении предстоит самая сложная работа.
«Многие потенциальные экспортеры отказываются от идеи, когда знакомятся с тем перечнем документов, который они должны сделать, чтобы экспортировать эту продукцию. Но большинство из наших предложений не требует дополнительного финансирования, не требует вообще никакого финансирования. Надо не мешать отрасли, и убрать те препоны, которые сегодня сложились. И отрасль прекрасно будет развиваться без государственной финансовой поддержки или подпитки», — заявил глава ведомства Сергей Катырин.