В российском рыболовстве практически не осталось теневого сектора. Такое заявление сделали представители отрасли на третьем Восточном экономическом форуме, сообщает РИА «Восток-Медиа».
Под занавес первого дня ВЭФ-2017 на полях форума состоялась встреча игроков российской рыбной отрасли. В её рамках специалисты обсуждали важнейшие проблемы данной сферы – состояние флота, получение кредитов, браконьерство и многое другое. Одним из наиболее обсуждаемых вопросов стал выход российской продукции на зарубежные рынки. Многие участники встречи отметили, что российской рыбе всё ещё трудно конкурировать с зарубежной. Причём дело не в качестве – в этом плане к отечественной продукции претензий нет. Речь идёт о сертификации товара, о его позиционировании на мировых рынках. В этом плане Россия серьёзно отстаёт от других стран.
Об этом рассказал совладелец компании «Интеррыбфлот» Алексей Байгужин. «Сейчас мировое сообщество шагнуло далеко вперёд в плане сертификации, постоянно разрабатываются новые, улучшенные стандарты. Например, американские и японские ритейлеры с помощью сертификатов доказывают, что их рыба безопасная, натуральная и так далее. Мы же просто так приходим на рынок и говорим: выбирайте нашу рыбу, мы самые лучшие. Так работать нельзя», - считает он.
Ещё один важный вопрос, который обсудили участники встречи – это браконьерство в рыбной отрасли, точнее, его фактическая смерть. Как рассказал генеральный директор «Южнокурильского рыбокомбината» Константин Коробков, с середины нулевых это явление постепенно сходит на нет. Во всяком случае там, где дело не касается ценных биоресурсов вроде краба – там ситуация всё ещё не слишком простая. На это серьёзно повлияли принятые правительством меры. «Сейчас более 80 процентов нарушений – это нарушения в заполнении документации. В большинстве случаев речь уже не идёт о сокрытии улова или чём-то подобном. То есть такого браконьерства, которое было в девяностые года, уже нет», - рассказал он.
Между тем, отрицательный имидж, сложившийся у отрасли за прошедшие годы, всё ещё существует. И он серьёзно осложняет жизнь современным рыбодобывающим компаниям. По словам Алексея Байгужина, репутация российской рыбной отрасли, в том числе, негативно сказывается на международных продажах. Создаёт она проблемы и в самой России. «Недоверие к рыбакам – это, помимо всего прочего, сложные регламенты и постоянные проверки. Из-за этого люди не хотят идти работать в отрасль. Зачем молодым специалистам эти лишние сложности? Им проще будет работать на берегу» , - пояснил он свою позицию.
Обсудили на встрече и ситуацию с российским рыболовным флотом. До 80 % отечественных судов являются устаревшими. Возраст большей части промыслового флота РФ составляет 20-25 лет. Строительство новых судов сопряжено с серьёзными трудностями – прежде всего, финансового характера.
Об этом участникам встречи рассказал бывший губернатор Приморья Сергей Дарькин, ныне возглавляющий «Тихоокеанскую инвестиционную группу». «Сложность заключается, прежде всего, в неопределённости. Банки не могут просчитать эффективность инвестиций в судостроение. Кроме того, в местах добычи биоресурсов – например, здесь, на Дальнем Востоке, очень трудно заниматься судостроением. Будем честными, проще построить судоверфь на западе страны. Это проект с неочевидной выгодой – но жизненно необходимый», - отметил он.
Другая проблема, связанная с созданием нового флота – нехватка кадров. Дело в том, что даже на новых российских судах устанавливают зарубежные силовые установки. Для их обслуживания нужна специальная квалификация, которой у россиян нет. В результате обслуживать и ремонтировать отечественный флот приходится за границей. Учитывая описанную выше проблему падения престижа рыбацкой отрасли, проблема становится действительно критичной.