Состояние тяжёлой промышленности в России – тема непростая, даже болезненная. Отрасль, едва не уничтоженная в кризисные 90-е годы, всё ещё возрождается. Отдельный разговор – станкостроение. Это базовое направление отрасли, по-своему уникальное. Создание промышленности для создания промышленности – получается невольная рекурсия.
Шутки шутками, но именно развитие станкостроения позволяет заявлять о самодостаточности отрасли в стране. Отечественным предприятиям похвастаться здесь особенно нечем – хотя подвижки есть. По данным Торгово-промышленной палаты РФ, из миллиона существующих в России промышленных машин больше 800 тысяч устарели и требуют замены. В прошлом году отечественные предприятия закупили свыше 17 тысяч новых станков. При этом потребностей – ощутимо больше. О том, как в Приморском крае обстоит дело в данной отрасли, разбирался корреспондент РИА «Восток-Медиа».
Сталинские динозавры против немецких новинок
В Приморье станкостроения никогда не было, нет его и сейчас. Однако промышленных предприятий в крае хватает. В конце концов, не просто так в советское время край работал на «оборонку». Приборостроение, судостроение, авиастроение – регион может похвастать целым спектром заводов. Состояние советского промышленного наследия, мягко говоря, неутешительное. С «Радиоприбором», по-прежнему работающим на армию, связана самая крупная долговая история в крае. Бывший руководитель предприятия находится под следствием, а дальнейшая судьба завода весьма туманна. Некогда славный «Дальзавод» уже давно переживает не лучшие времена. Верфь давно уже занимается исключительно судоремонтом, денег всё время не хватает. Из солидных предприятий лучше всего себя, пожалуй чувствует арсеньевский «Прогресс», который производит вертолёты. Что, в принципе, неудивительно: Ка-52 «Аллигатор» является, в том числе, аргументом на международной арене.
С «наполнением» предприятий тоже не всё гладко. Сейчас на большей части заводов производство поставили на мирные рельсы – а вот оборудование во многих случаях осталось с того, «военного» времени. Значительный процент станков на приморских заводах сохранился ещё с советских времён. Эти устройства в большинстве случаев безнадёжно устарели, но денег на их замену пока не нашлось. Исключениями не являются даже предприятия федерального уровня – например, на авиационном заводе «Прогресс» также используют токарные станки пятидесятых – шестидесятых годов. Как рассказал руководитель отдела оборудования «Прогресса» Александр Горобец, эти динозавры соседствуют с самыми современными технологиями, преимущественно – зарубежными.
«У нас используются новейшие высокоточные пятикоординатные станки с ЧПУ (компьютеризованная программа управления – Прим. ред.), производит их компания DMG. Есть японские станки, фирмы «Мазак». Отечественные мы тоже используем, но меньше. Есть действительно уникальные разработки. Например, недавно мы установили целый роботизированный комплекс гидроабразивной резки. Его нам поставил ДВФУ», - рассказал он.
Впрочем, общая ситуация оставляет желать лучшего. По данным департамента промышленности Приморского края, износ оборудования на предприятиях региона составляет примерно 60 %. В некоторых случаях эта цифра ещё выше.
Зарубежное - лучше?
Для замены устаревших станков приморские промышленники чаще всего используют зарубежное оборудование. Причин для этого несколько. Первая – это недостаточное качество отечественных аналогов. Об этом корреспонденту РИА «Восток-Медиа» рассказал главный инженер владивостокского завода «Варяг» Александр Лившиц.
«В последнее время мы, в основном, закупаем японские и корейские станки различных модификаций. Они надёжнее российских. Хотя наше оборудование мы тоже используем», - сообщил он.
Другая (и, пожалуй, более существенная) причина – это недостаточная технологичность российского оборудования. Отечественным производителям пока не удалось разработать систем, которые могли бы сравниться с новейшими разработками последних лет.
«Смотрите сами. У нас на предприятии есть, например, пятикоординатные станки, которые с большой точностью обрабатывают материал, полностью автоматизированные. Участие человека там не требуется, - рассказал Александр Горобец. - Ты однажды поставил программу, и станок сам всё делает. Загружаешь металл, программируешь количество изделий – и всё, можно заниматься другими вещами. Такое оборудование делают только иностранные компании, мы пока так не можем», - посетовал он.
Китайский путь России
Впрочем, отсутствие технологий не означает отсутствие производства. Крупные зарубежные станкостроители имеют свои заводы в России – так что на многие заводы сейчас поставляется иностранное оборудование отечественной сборки. Также некоторые российские заводы производят станки по лицензии.
«Вообще, некоторые наши предприятия занимаются копированием чужих технологий. Не знаю, законно или нет – но это путь. Взять тот же Китай – у них очень многие отрасли выросли именно на копировании», - считает Александр Горобец.
Между тем, эксперты отмечают: российское производство станков с каждым годом растёт. По оценкам президента Торгово-промышленной палаты РФ Сергея Катырина, каждый год оно увеличивается на 12 %. «Где-то до марта 2014 года из Италии и Германии мы ввозили около шести тысяч станков. Сейчас ввозим три тысячи», - отметил он.
Впрочем, приморским предприятиям от этой статистики ни горячо, ни холодно. По информации департамента промышленности Приморского края, импортозамещения в сфере станков в регионе нет. При этом в других регионах России существуют серьёзные программы, нацеленные на замену оборудования отечественными аналогами.
«Из Резервного фонда правительство выделило три миллиарда рублей. Один миллиард нацелен на то, чтобы пилотные партии товаров субсидировались. То есть потребитель может получить от 15 до 50 процентов стоимости первой партии станкостроения», - рассказал Сергей Катырин в интервью программе РБК «Бизнес-Вектор». Подобные меры подстёгивают как покупателей, так и производителей оборудования. Причина проста: участники подобных программ имеют право покупать иностранные станки, если у них нет отечественного аналога.
Между тем, подобные проекты Приморью в ближайшее время не «светят». Планы краевой администрации в области импортозамещения вообще не касаются станков. С одной стороны, край никогда не претендовал на лавры «дальневосточного Челябинска». Власть неизменно связывает развитие региона с туризмом, улучшением социальных условий и прочим. С другой стороны, на промышленность «забивать» опасно. В конце концов, для возрождения отрасли необходимо создавать какой-никакой фундамент – а импортозамещение как раз могло бы в этом помочь.