Posted 25 октября 2017, 09:56

Published 25 октября 2017, 09:56

Modified 16 августа 2022, 19:42

Updated 16 августа 2022, 19:42

ОЗК обвинили в создании мукомольного кризиса

25 октября 2017, 09:56
Из-за активного экспорта зерна вагоны не доходят до местных переработчиков

После производителей соли и щебня дефицит вагонов коснулся и мукомольных предприятий. Из-за активного экспорта зерна вагоны не доходят до переработчиков, что может пагубно отразиться на снабжении предприятий Санкт-Петербурга, сообщает РИА «Восток-Медиа» со ссылкой на «Новые известия».

Власти культурной столицы считают, что сложившаяся ситуация может обернуться дефицитом хлебопекарной продукции и, как следствие, ростом цен.

К слову, о трудностях ряда мукомольных предприятий Санкт-Петербурга, связанных с поставками вагонов, губернатор Георгий Полтавченко сообщил вице-премьеру Аркадию Дворковичу. Он отметил, что из-за активного экспорта зерна мукомольные предприятия города не могут получить вагоны для его транспортировки. Всё это может привести к срыву сроков поставок, росту себестоимости зерна и остановке производства. Однако это не отменяет того, что важные поставщики зерна для хлебопекарной отрасли Петербурга вошли в список приоритетных регионов при вывозе зерна на экспорт по железной дороге, пишет губернатор (речь идёт об Оренбургской, Саратовской, Самарской, Новосибирской и Омской областях).

При этом в 2016 году государство стало собственником почти 3000 вагонов. Объединённая зерновая компания (ОЗК) купила инновационные вагоны для решения задач по обеспечению продовольственной безопасности. Информации о том, направлены ли данные вагоны в помощь Санкт Петербургу, пока нет.

«Сегодня на рынке железнодорожных перевозок работает «Русагротранс». Его федеральная антимонопольная служба считает доминирующим субъектом, поэтому регулятор подвергает цены «Русагротранса» постоянному мониторингу. Остальные операторы пользуются свободным ценообразованием. Из-за ценового контроля стоимость предоставления вагонов у «Русагротранса» существенно дешевле, чем у недоминирующих компаний, поэтому борьба идет именно за его вагоны»,— рассказал специалист отрасли.

Он же сообщает, что небольшие компании неохотно обеспечивают внутренние перевозки из-за их малой доходности. Государство же в состоянии отдавать указания только компаниям, на которые у него есть влияние. У мелких участников рынка цены на перевозку могут доходить до 2500 тысяч рублей, в то время как у «контролируемых» участников цена составляет всего около 1500 рублей.

Генеральный директор института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько связывает замедление оборачиваемости вагонов с нехваткой локомотивной тяги и традиционно низкой скоростью отгрузки зерна с элеваторов в центре России и Поволжье. Так, по подсчётам «Совэкона», в июле-сентябре объём железнодорожных перевозок зерна в России вырос на 88 %, то есть до 1,4 миллионов тонн.

Минтранс в свою очередь предлагает внести поправки в закон, устанавливающие штрафы за простой вагонов для грузоотправителей и на станциях выгрузки. Обсуждается и необходимость мониторинга цен недоминирующих операторов. При этом попало ли в перечень поручений министерства привлечение вагонов ОЗК, не сообщается.

В администрации Петербурга добавили, что город могут включить в перечень приоритетных направлений для отгрузки зерна и рассматривать заявку на подачу вагонов в этом направлении в первоочередном порядке.

Между тем аграрные регионы страны страдают от переизбытка зерна. Рекордный урожай в 133 миллиона тонн, который собрали в 2017 году, оборачивается дефицитом мест на элеваторах и хлебоприёмниках.

Вину за дефицит места на элеваторах и хлебоприёмниках генеральный директор ООО «Соколово», председатель ассоциации руководителей сельскохозяйственных предприятий Новосибирской области Анатолий Степанов возлагает на объединённую зерновую компанию: «Мы пошли в атаку, но патроны нам не подвезли. Начали кичиться с конца лета, что идём на очередной рекорд, а кто подумал о том, как обеспечить перевозчиков транспортом, кто подумал о том, где хранить лишний объем? Может просто отдать его голодающим, убрать его с рынка».

Предприниматель отмечает, что в ещё начале весны все цены на оборудование повысились, а сегодня цена на конечную продукцию упала. При этом максимальную прибыль от зерновых получают хозяйства юга России, которые приближены к портам Черного и Азовского морей, откуда идут поставки на экспорт.

Подпишитесь