Первого мая текущего года президентом России был подписан закон, подразумевающий частичную замену исторического принципа распределения крабовых квот на аукционный. Исторический принцип распределения крабовых квот, согласно которому компании, уже занимающиеся добычей честно и добросовестно, получают автоматическое продление, больше не будет работать в полном объёме. Согласно новому закону, на аукционах будет продано 50 % от общего допустимого улова краба в России. Первые аукционы, согласно информации федеральных СМИ, должны пройти в ноябре 2019 года.
Многие несвязанные между собой источники считают инициатором этого рыночного передела Глеба Франка, владельца «Русской рыбопромышленной компании». Причины заинтересованности Франка к аукционному методу распределения квот предельно просты — исторический метод распределения квот сильно затрудняет для РРПК возможности для расширения на этом рынке.
Некоторые СМИ сообщают, что к новому закону до сих пор не готовы нормативные акты, зато, как удалось выяснить РИА «Восток-Медиа», некоторые промышленники уже готовятся к возможному продолжению натиска на исторический принцип. Девятого августа в базе данных СПАРК появилась информация о создании сразу пяти организаций, связанных с рыбопромышленной отраслью. ООО «Макрурус-Т», ООО «Кальмар-И», ООО «Сельдь-Т», ООО «Сайра-И», ООО «Терпуг-И», ООО «Треска-Т». Все эти компании имеют адреса регистрации во Владивостоке, вид деятельности — морское рыболовство, кроме того, у них у всех один и тот же директор Сергей Анатольевич Вологдин.
Эксперты полагают, что на ресурсы, перечисленные в названиях квот, тоже могут быть объявлены аукционы, как это фактически произошло с крабом.
В совладельцах компаний можно наблюдать интересную картину — большая доля юридического лица принадлежит «Русской рыбопромышленной компании», меньшая — местному рыбопромышленнику. Например, в ООО «Кальмар-И» — 79,53% принадлежат РРПК, а 20,47% числятся за известной приморской компанией АО «Турниф». В ООО «Макрурус-Т» РРПК владеет 75,75%, остальное принадлежит АО «Интрарос».
Советник директора Дальневосточного дивизиона по корпоративным коммуникациям Дальневосточного филиала ООО «Русская Рыбопромышленная Компания» Олеся Мицай сообщила, что регистрация перечисленных компаний связана с внутренними процессами РРПК по оптимизации структуры в соответствии с имеющимися квотами на различные виды водных биоресурсов и эти преобразования никак не связаны с новым порядком распределения крабовых квот. Кстати, в компании отметили, что будут участвовать в крабовых аукционах.
«Вопрос пересмотра законодательства — прерогатива Правительства РФ. Закон уже принят и в соответствии с его положениями любая компания может принять участие в аукционах. Это по определению исключает возможность того, что изменения производятся в интересах какой-либо одной компании. Прозрачность распределения квот и условия для здоровой конкуренции будут обеспечены за счет механизма электронного аукциона, что также исключает создание особых условий для кого-либо из участников», — сказала Олеся Мицай.
Принятие закона и его проработка в таком авральном режиме не случайна. Если в ноябре аукционы на крабовые квоты не будут проведены, то это значит, что в бюджет не поступит запланированный доход в виде аукционных платежей. Соответственно государственная реформа провалится, владельцы «исторических» квот на краба продолжат работу в обычном режиме, а торжественное шествие крабодобывающего флота счастливых победителей аукционов по водам Дальневосточного бассейна будет отложено на неопределённый срок.
РИА «Восток-Медиа» уже сообщало о том, что до 80 % предприятий, имеющих квоты, признались, что не станут принимать участие в аукционах. А это значит, что лишенные квот сахалинские компании попросту не смогут инвестировать в развитие региона семь миллиардов рублей.
«Русская рыбопромышленная компания» уже сегодня является одним из крупнейших игроков российского рыбодобывающего рынка. Компания имеет право на вылов более трёхсот тысяч тонн рыбы в год. Компания добывает и перерабатывает минтай, сельдь, лемонему и треску. Доля минтая в добыче компании составляет около 80 %. Владельцем компании является зять известного российского бизнесмена Геннадия Тимченко Глеб Франк. Многие эксперты убеждены, что Франк решил подстроить под себя законодательство, стать монополистом и заработать миллиарды рублей. При этом он намерен при помощи покровителей уничтожить мелкие рыбные и крабовые предприятия. Специалисты предполагают, что изменения в законе могут утопить отрасль в тотальной коррупции.
Негативно о новом законе отзываются даже государственные структуры. В марте РИА «Восток-Медиа» сообщало, что Минсельхоз получил отрицательное заключение Министерства экономического развития на инициативу о передаче 50 % квот на вылов краба на аукционы. По мнению авторов предложения, это позволит повысить поступления в федеральный бюджет до 2 миллионов рублей за тонну краба. В 2018 году разрешенный объем вылова краба составил 93 тысячи тонн, на экспорт было направлено 26,6 тысячи тонн. Но для экспертов Минэкономразвития доводы Минсельхоза оказались недостаточными. Ведомство обеспокоено судьбой дальневосточных предприятий, которые лишатся половины квот. Кроме того, изменения в законодательстве грозят введением избыточных обязательств и запретов в отрасли.