Posted 3 сентября 2019, 02:40
Published 3 сентября 2019, 02:40
Modified 17 августа 2022, 09:06
Updated 17 августа 2022, 09:06
Шесть лет назад понтоны оказались, кстати, когда из-за разлива реки под воду ушёл участок дороги Хабаровск — Комсомольск-на-Амуре. Металлические конструкции использовали для переправы через озеро Гасси. Сегодня из-за новой угрозы наводнения временные сооружения снова могли бы понадобиться в качестве наплавных мостов, взамен смытых, для переправы транспорта. Но подобные преимущества оказались не нужны региональным чиновникам. В 2017 году Министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края передало понтоны на баланс «Хабаровскводтранс».
Первые 53 секции ушли в феврале этого года за 2,65 миллиона рублей компании «Перспектива», ещё 50 не так давно приобрел принадлежащий семье губернатора «ТОРЭКС» за 2,5 миллиона. По рассказам и. о. директора компании «Хабводтранс» все понтоны «были повреждённые, помятые, к эксплуатации непригодные». Однако по некоторым данным в нерабочем состоянии находились только 30 % конструкций, остальные могли ещё послужить, но ушли на переплавку за бесценок. Выгодной сделка выглядит на фоне аукциона 2017 года, в ходе которого властям края удалось продать состоящий из 28 секций понтонный мост в частные руки за 2,8 миллиона рублей.
Ещё в мае этого года во время визита на металлургический завод губернатора генеральный директор «Амурстали» Сергей Кузнецов отмечал, что из-за дефицита лома мощности завода недогружены более чем на 50 %. Как-то этот традиционный дефицит нужно же восполнять, тем более губернатор пообещал сделать «Амурсталь» одной из точек роста комсомольской агломерации.
Отметим, что цена нового плавучего понтона может достигать нескольких десятков миллионов рублей. Так, в прошлом году Хабаровский судостроительный завод получил заказ от Министерства строительства на изготовление понтона-батопорта для затворного сооружения на дамбе, стоимостью 192,7 миллиона рублей. Продажа краевого имущество за копейки выглядит весьма сомнительной авантюрой и вызывает много вопросов. Законность данного решения могут проверить только правоохранительные органы, уж очень это похоже на «злоупотребление полномочиями».
Несмотря на то, что в беседе с журналистами губернатор свою роль в инициировании запретительного проекта, равно как и связь с «ТОРЭКСом», категорически отрицал, именно Сергею Фургалу приписывают ключевую роль в лоббировании запрета на экспорт лома в Государственной думе. Ещё будучи депутатом он лично обращался в Минпромторг с письмом от имени работников завода, рассказывая, что на предприятии сложилась острая ситуация по обеспечению завода сырьем и что всё оно вывозится за пределы Дальневосточного округа и вообще РФ. В итоге решение было принято без общественных слушаний и без учёта возражений сильно недовольных остальных игроков рынка.
При этом антимонопольная служба резко выступала против введения подобных мер. По мнению ФАС, ограничение экспорта лома могло привести к потере экспортных рынков металлопроката, стагнации внутреннего рынка лома, а наличие только одного крупного потребителя лома на территории ДФО к нарушению статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».
Отметим, что в результате запрета продажи дальневосточного вторичного черного металла за границу «Амурсталь» получила преференции от государства и фактически стала монополистом на рынке — сегодня это единственное предприятие, которое занимается скупкой лома. При этом стратегически важный ресурс как утекал, так и продолжает утекать в страны АТР. Основным заказчиком комсомольского завода в 2018 году стала корпорация Posco Daewoo, из Комсомольска в Южную Корею было поставлено 300 тысяч тонн продукции. Не исключено, что меры по увеличению объёмов поставки скупкой одних краевых понтонов дело не обойдётся, может быть, стоит вернуться к идее распиливать подводные лодки?