Закон о «крабовых квотах» оставил «за бортом» дальневосточные верфи

15 сентября 2019, 15:42
Приморские судоверфи встретили проект нового закона о распределении крабовых квот с воодушевлением, однако итоговый вариант поправок оставил дальневосточное судостроение «за бортом». Эксперты отрасли рассказали РИА «Восток-Медиа», к чему привело исчезновение абзаца о строительстве судов.

«Западные корни» нового закона

Изначальный проект закона включал в себя постройку краболовных судов, и эта новость была воспринята дальневосточными предпринимателями с большим энтузиазмом, однако из последней редакции документа мера поддержки дальневосточного судостроения просто «исчезла». По этому поводу бьют тревогу и представители судоверфей и эксперты отрасли. Член Общественного совета министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и межведомственной рабочей группы Росрыболовства по строительству судов на отечественных верфях Олег Братухин сообщил, что сегодняшняя редакция закона позволяет компании, выигравшей аукцион, просто отказаться от строительства краболова на дальневосточной верфи по самым разным причинам.

«На начальной стадии обсуждении этой инициативы правительство намеревалось использовать принцип „где ловишь, там и строишь“ и, таким образом, построить все краболовы для добычи дальневосточных крабов в количестве 31 единицы на дальневосточных верфях. Затем глава Росрыболовства Шестаков выступил с предложением о строительстве пятидесяти процентов краболовов на Дальнем Востоке. Но с выходом постановления оказалось, что и эту норму фактически упразднили. Поскольку теперь в нём прописано только одно обязательство для победителя аукциона — направление запроса на дальневосточные верфи. После того, как рыболовная компания отправит запросы — больше у нее обязательств нет. Поскольку от полученных предложений с Дальнего Востока она может отказаться по тысяче самых разных причин. Не только по причине цены и сроков постройки. В постановлении есть норма о том, что рыболовная компания может отказаться от полученного предложения, написав обоснование и отправив его в Росрыболовство»рассказал Олег Братухин.

Из-за того, что закон не предусматривает никаких преференций дальневосточным верфям, некоторым из них приходится отказываться от амбициозных проектов. В частности ООО «Ливадийский РСЗ» было готово строить совместно с ОАО «Ленинградский судостроительный завод «ПЕЛЛА» новую компакт-верфь, на которой предполагалось строительство 12 краболовных судов. В своём ответе на журналистский запрос директор «Ливадийского РСЗ» написал следующее:

«К сожалению, мы не видим в Постановлениях Правительства РФ от 28.08.2019 № 1112 и № 1113 условий, определяющих строительство крабовых судов на Дальнем Востоке, а также действенного механизма, стимулирующего локализацию размещения этих заказов дальневосточных верфях. Отсутствие стабильного заказа на судостроение на дальневосточных заводах не обеспечивает достаточного для строительства новой верфи заказа, поэтому мы временно приостанавливаем работы в этом направлении»написал генеральный директор ООО «Ливадийский РСЗ» Алексей Кудрявцев.

Получается, что новый закон обошёл стороной дальневосточные судоверфи. Но ведь промышленникам нужны новые суда. Где же они будут их строить? Экспертное сообщество, профильные СМИ, да и сами представители судоверфей говорят, что заказы строительства новых краболовов будут утекать на «запад», где логистика проще, а строительство дешевле.

«Возможные бенефициары законопроекта — Русская Рыбопромышленная компания, которой не интересно развитие Дальнего Востока, а интересны только дальневосточные квоты. Не случайно она ведь строит траулер-завод для промысла минтая в Турции. Развивают турецкую экономику фактически за счет российского бюджета, поскольку получают 85% льготу по оплате ставки сбора за пользование биоресурсами. Другие заинтересованные лица, это западные судоверфи и ОСК, которые не хотят упускать из рук лакомый кусочек из 31 рыболовного судна. Для них появление на Дальнем Востоке верфей с иностранными технологиями и высокой производительностью — смерти подобно, поскольку тогда они элементарно будут не конкурентоспособными в гражданском судостроении»отметил Олег Братухин.

В пресс-службе «возможного бенефициара» РРПК сообщили, что компания готовится к аукционам и ведёт переговоры по вопросам строительства краболовных судов с российскими верфями. Информация, связанная с данными процессами, носит конфиденциальный характер.

Некоторые СМИ, в частности «Коммерсант», сообщают, что компания намерена построить десять краболовов на Онежском заводе, предприятии расположенном неподалёку от Санкт-Петербурга. Ещё восемь краболовов, возможно, всё-таки будут заказаны на дальневосточных Амурском и Хабаровском судостроительных заводах, обе верфи входят в Объединенную судостроительную корпорацию.

Пресс-секретарь «Дальневосточного центра судостроения и судоремонта» Максим Ситников сообщил, что «Звезда» и ДЦСС не будут строить краболовы.

«У нас нет предприятий, которые могут строить краболовы. Основной наш судостроительный комплекс, это „Звезда“, а он занимается крупнотоннажным и среднетоннажным строительством. Краболовы в эти категории не вписываются»сообщил пресс-секретарь ДЦСС Максим Ситников.

Впрочем, нельзя сказать, что без этих краболовов дальневосточный судостроительный и судоремонтный бизнес задохнётся. Практически все приморские предприятия имеют пусть небольшие, но стабильные контракты. Об этом можно судить, изучив аукционы предприятий.

Чем живут приморские судоверфи

Ливадийский РСЗ в этом году заключил контракт на поставку автопассажирского парома для нужд минтранса Камчатского края за 300 739 697 рублей. За минувшие три года, это второй контракт на строительство. Первый был в 2017 года на поставку двух грузопассажирских барж.

Славянский СРЗ за последние три года не строил новых судов, а только ремонтировал старые. Об этом говорят госзакупки, где предприятие выступает поставщиком. Количество контрактов, заключаемых с предприятием, сильно сократилось в последнее время. В прошлом году предприятие выиграло шесть закупок, в этом четыре. Такие показатели не идут ни в какое сравнение с 2015 и 2016 годами, когда завод заключал более тридцати контрактов.

В 2018 и 2019 годах «Восточная верфь», знаменитое судостроительное предприятие Владивостока вообще не участвовало в аукционах, а в 2017 году заключило только один контракт с АО «Изумруд» на литьё металла за 122 093 рублей. Возможно, это связано с тем, что в 2016 году судоверфь выиграла пять контрактов на общую сумму 4 015 288 781 рублей. Большая часть из этих денег приходится на две закупки — строительство пограничных сторожевых кораблей проекта 10410.

В новостных сводках говорится о том, что на полях ВЭФ-2019 Находкинский судоремонтый завод в рамках ВЭФ 2019 подписал договор о строительстве краболовных судов. Кроме того, именно у ПАО «НСРЗ» удалось найти самый свежий контракт на строительство судов. В 2018 году предприятие выиграло конкурс на поставку нескольких грузопассажирских барж.

Этот сигнал от правительства — «живите, как жили» дальневосточные бизнесмены в целом восприняли довольно холодно. Предприятия продолжают работать, суда продолжают строиться и ремонтироваться. Но долго так продолжаться не может. Судоверфям Приморского края необходимо развитие, модернизация и правительству России определённо стоит пересмотреть своё отношение к дальневосточным судостроителям.

#Восток-Медиа FISH #Рыболовство #Росрыболовство #Аналитика #Судостроение
Подпишитесь