Фургал выиграл выборы с более чем двукратным преимуществом, набрав 69,57 % голосов избирателей, в то время как Шпорту досталось лишь 27,97 %.
В том, что победу Сергею Фургалу обеспечили протестные настроения населения, а вовсе не его харизма, политический капитал, профессионализм и предвыборная программа, эксперты разного уровня заявили сразу. Впрочем, этот факт был очевиден и самим избирателям. Того, что главным аргументом при голосования был принцип: «Хоть за черта лысого, лишь бы не за «Единую Россию», никто в Хабаровском крае не скрывал — люди активно высказывались в подобном ключе в социальных сетях.
Тем не менее, победа Сергея Фургала породила в регионе целую волну оптимистичных настроений. Жители края увидели в смене власти добрый знак и связали с новым губернатором большие надежды и массу ожиданий.
Сам же Сергей Фургал был горазд питать эти надежды и ожидания и не скупился на обещания и громкие заявления. Порой было даже интересно, задумывается ли он о том, каким образом собирается выполнять обещанное. Да и собирается ли вообще.
Что же, год — срок достаточный для того, чтобы продвинуться вперед в реализации пунктов предвыборной программы. Давайте посмотрим, что из обещанного губернатором удалось реализовать за это время новой команде правительства.
Впрочем, начать можно с самой команды, коль скоро о ней зашла речь. Одним из ключевых пунктов программы Сергея Фургала было формирование коалиционного правительства — подбор людей в команду исключительно по профессиональному признаку, без оглядки на политическую принадлежность. Что имеем сегодня? Как не было у Сергея Фургала своей команды, так по-прежнему и нет. Состав правительства, сформированный из «старых знакомых» — людей Виктора Ишаева и Вячеслава Шпорта, по сей день остается неполным. Ни коалиции, ни свежей крови… Зато целая череда уголовных дел и скандалов, в которых фигурируют фамилии министров и зампредов.
Одной из главных задач, которую поставил перед собой Сергей Фургал, стало снижение госдолга региона.
«Уже более десяти лет Хабаровский край живет в долг. Разница между доходами и расходами региона растет с каждым годом, и этот дефицит раз за разом покрывается за счет очень дорогих кредитов. В 2018 году дефицит бюджета региона составляет более 13 миллиардов рублей, госдолг края почти достиг 50 миллиардов рублей. Это очень страшные цифры: еще несколько лет и наш край — наш дом — станет банкротом», — декларировал Сергей Фургал в своей предвыборной программе. Да и после избрания подобных заявлений было не счесть.
Сегодня госдолг региона составляет 52 миллиарда рублей, а «дорогие кредиты» на покрытие дефицита бюджета как брались, так и берутся. Пожалуй, даже ещё активнее. Буквально недавно, в августе, край взял у Сбербанка 4 кредита по 1 миллиарду рублей каждый. А до этого, в апреле, было еще 7 аналогичных кредитов, общей суммой в 7 миллиардов рублей. Процентов за них за два года набежит в совокупности порядка 1,5 миллиарда, заплатит их бюджет. Так что спустя год остается только констатировать, что «страшные цифры» стали ещё страшнее.
«Чтобы решать проблемы, нужно не бояться говорить о них прямо. Фактически мы на грани разорения, но еще есть способы его предотвратить. Для начала нужно не сидеть и ждать инвесторов из-за рубежа, а самим развивать производства», — убеждал избирателей Сергей Фургал.
А для развития производств обещал преференции местным компаниям. В том числе планировал расширять льготы территорий опережающего развития на весь край, поддержать предпринимателей землей, льготами, субсидиями на транспорт и ресурсы, инфраструктурой, переподготовкой кадров и поиском рынков сбыта.
«Одна из причин дотационности нашего края — несовершенство налоговой системы. И я предлагаю ее изменить. Нужно освободить от налогов предприятия малого и среднего бизнеса, зарегистрированные на территории Хабаровского края. Да, необходимо ввести полностью безналоговый режим. Только так можно начать жить достойно. Мировая экономика имеет примеры таких особых территорий, и все они совершили большой рывок в своем развитии. Чем мы хуже?», — прямая цитата из предвыборной программы нынешнего главы региона.
Похоже, с льготами, субсидиями, налоговыми каникулами и прочими мерами поддержки что-то пошло не так, поскольку бизнес до сих пор не увидел даже намека на них. Между тем, снижение индекса промышленного производства, сокращение количества рабочих мест, рост безработицы и долгов по заработной плате, падение объемов внешнеэкономической деятельности хорошо видны в данных статистики.
Увы, не растут в крае, как грибы, детские сады, школы, поликлиники и прочие объекты социальной сферы, как это было обещано. Да что там как грибы — найти бы хоть пару заложенных за год фундаментов…
Не выросли зарплаты у врачей, в том числе у молодых специалистов. И у педагогов тоже не выросли. А ведь, согласно благородным планам Сергея Фургала, должны были. Льгот у сотрудников социальной сферы тоже не прибавилось. Видимо, вступив в должность и разобравшись в ситуации внимательнее, губернатор решил, что и так сойдет. Примерно так врачи Комсомольска-на-Амуре расценили его заявление о том, что он проанализировал информацию и пришел к выводу, что они получают достойные зарплаты.
«Нет ничего страшнее квитанций на оплату коммунальных услуг, особенно если эти услуги не предоставляют, а дом трещит по швам», — это драматичное заявление тоже из предвыборной программы губернатора.
Тарифы обещано было снижать. Что на имеем на выходе? Фактический рост расходов населения на оплату ЖКХ. Который при этом превысил средние темпы по стране. Хабаровский край стал единственным в России регионом, где потребителям теперь отдельной строкой в счете выставляется еще и банковская комиссия в 1%.
Еще одним пунктом программы Сергея Фургала был план вернуть бесплатный проезд краевым льготникам. И, вроде бы, даже деньги для этого в бюджете нашлись. Однако запуск проекта Социальных транспортных карт до сих пор буксует. Уже второй раз срок его реализации переносится — сначала с 1 июня на 1 сентября, затем с 1 сентября на 1 октября. Причины — организационно-технические. Минсоцзащиты, по сути, не справилось с поставленными задачами.
И это далеко не полный перечень обманутых ожиданий жителей региона. Тем не менее, свой кредит доверия населения Сергей Фургал еще не исчерпал и продолжает сохранять довольно высокий рейтинг. Как говорят в России, надежда умирает последней. А ещё популярна поговорка о том, что обещанного три года ждут. Что ж, один год из трёх уже прошёл. Проживет ли надежда оставшиеся два или умрет раньше?