Posted 5 марта 2020, 02:14
Published 5 марта 2020, 02:14
Modified 1 сентября 2022, 03:58
Updated 1 сентября 2022, 03:58
Сетевое издание «Медиакорсеть» посвятило вопросу борьбы с фейковыми новостями целое исследование, где приводятся примеры зарубежного опыта. Пока трудно назвать его успешным. Сам основатель Фейсбука Марк Цукерберг недавно призвал политических лидеров усилить регулирование в интернете из-за «эволюции угроз» в этой сфере. Он выступил на Мюнхенской конференции по безопасности в феврале нынешнего года, тезисы миллиардера позже привело издание Financial Times: «руководство и регулирование со стороны государств должно быть более активным».
Сама соцсеть испытывает давление со стороны государства и общественности из-за слишком большого количества информационных вбросов. Facebook обвиняют в том, что его ресурсами пользуются нечистоплотные политические группы, распространяющие дезинформацию. В частности, утверждалось, что с помощью соцсети было оказано влияние на ход президентской гонки 2016 года в США, и будто бы это шло в том числе из России, хотя участие российских интересантов в выборах опровергал сам Дональд Трамп.
Ложные новости появляются на всех резонансных темах — сейчас такой темой является распространение коронавируса, и уже не раз в соцсетях мелькали фейковые сообщения насчет якобы заражённых — там, где их на самом деле нет. Совсем недавно распространилась информации о вероятности заражения коронавирусом от китайских бананов. После прибытия в Казань пассажиров круизного лайнера Diamond Princess в соцсети начали распространять фейковую информацию о якобы закрытии приемно-диагностического отделения Республиканской клинической больницы. Ещё раньше атаке лжецов подверглись банки: из-за сообщения о прекращении действия карт клиенты массово снимали со счетов миллиарды рублей.
Цукерберг рассказал, что Facebook пытается проводить фактчекинг: этим занимаются 35 тысяч сотрудников плюс сторонние организации — например, крупное информагентство Reuters. Однако, по мнению экспертов, в такой «ручной» системе проверки есть возможности для манипулирования. Проще говоря, проверяющие теоретически могут назвать вбросами не только откровенные фейки, но и правдивую информацию, если она им чем-то не нравится или если есть политический заказ.
Facebook заключила соглашение о фактчекинге не только с информационным агентством Reuters, которое будет оценивать достоверность фотографий, видео и сообщений пользователей соцсетей Facebook и Instagram из США. Ещё год назад издание Russia Today сообщало о 60 других аутсорсерах, которые осуществляли фактчекинг для Facebook в Европе, Южной Америке и других странах.
По данным российского издания, эти проекты финансируются ангажированными лицами. Дело в том, что фильтром отбора проверяющих выступает Poynter Institute, получающий косвенное финансирование из госбюджета США и гранты от Пьера Омидьяра, основателя eBay, не раз выступавшего «защитником демократии» в западных странах от российского посягательства. Ранее структуры Омидьяра сами вмешивались в политический процесс на Украине, организуя там целый телеканал в качестве рупора «майдана». Организации, которые хотят заниматься проверкой достоверности Фейсбука, должны проходить сертификацию в Poynter Institute.
Корреспондент «Медиакорсети» делает вывод, что борьба Facebook с фейковыми новостями напоминает охоту на ведьм: например, в декабре представители соцсети сообщили на своём корпоративном сайте об удалении множества фейковых страниц, контролируемых российскими спецслужбами. Новость разлетелась в СМИ, которые не озаботились поиском доказательств.
При этом если мыслить в конспирологической логике последовательно, то легко предположить зеркальную картину: периодические сообщения о российской разведке на Facebook могут означать присутствие западной разведки в отечественных соцсетях. Что мешает иностранным спецслужбам влиять на общественное мнение с помощью распространения недостоверной информации и введения читателей в заблуждение?
В России такой разветвлённой системы фактчекинга, как на Западе, нет, но есть специальный закон, которые предусматривает наказание за публикацию опасных фейков. Гражданам за правонарушение грозят штрафы до 400 тысяч рублей, компаниям — до 1,5 миллионов. Предусмотрен и механизм оперативной блокировки недостоверной информации. Решение об этом принимает Генеральный прокурор или его заместители.
Российские общественники предлагают сделать проверку фактов автоматической, чтобы исключить человеческий фактор и упрёки в ангажированности фактчекинга. Также действенной мерой в борьбе с последствиями фейков является аутентификация пользователей. Многие государства уже идут по пути массового определения подлинности пользователей SIM-карт, существуют законы об условии приобретения или активации SIM-карты — действительное удостоверение личности покупателя, а иногда и предоставление биометрических данных. Такие законы действуют более чем в 140 странах мира. В России также с 2014 года действует запрет продавать SIM-карты без паспорта, кроме того, пользователь вносит персональные данные в договор с телекоммуникационной компанией. С 2018 года в соответствии с поправками в закон «О связи» операторы и их посредники должны проверять данные, которые предоставляют абоненты, в течение 15 дней. Однако «серые» SIM-карты по-прежнему в ходу: за 11 месяцев 2019 года Роскомнадзором было изъято более 54 тысяч таких карт.
Исходя из актуализации проблемы фейков следует предполагать, что вскоре в повестке вновь будут заявлены инициативы по ужесточению правил регистрации «симок» с целью защитить россиян от недобросовестных информационных манипуляций.
Ранее «Восток-Медиа» сообщало, что в январе 2020 года после заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека и последующей встречи президента России с уполномоченными по правам человека Владимир Путин дал поручение своей администрации разработать инициативу об ужесточении ответственности за оскорбления и «совершенствовании механизмов опровержения недостоверной информации». Сроком исполнения поручения обозначено 1 июля.