В статье говорится, что пандемия стала по-настоящему серьёзным вызовом системе здравоохранения во многих странах мира, а значит, дала стимул действовать и менять привычные схемы взаимодействия государства, фондов страхования, медицинских учреждений и пациентов. Ситуация глобального экономического кризиса усугубила многие проблемы, связанные с лекарственным обеспечением и госпитализацией больных, но эксперт предлагает задуматься о поисках таких решений, которые останутся эффективными даже после спада эпидемии и выравнивания экономики.
Георгий Шебаев напоминает, что с начала ХХ века человечество уже не раз получало тревожные «звонки» в виде эпидемий SARS, MERS, различных гриппов, лихорадки Эбола. Однако ни одна из стран не посчитала нужным «впрок» увеличить количество инфекционных и реанимационных коек, обучить больше реаниматологов, эпидемиологов и инфекционистов. По мнению эксперта, существующая модель здравоохранения не адекватна массовой вспышке инфекции с тяжёлым, длительным течением и относительно высокой смертностью. И нынешняя ситуация требует от правительств стран чётких и неотлагательных действий помимо срочного введения карантинного режима.
Одной из первостепенных мер противостояния пандемии кандидат меднаук считает правительственную поддержку и организацию деятельности коммерческих и некоммерческих организаций по разработке вакцины против коронавируса и созданию доступных методов экспресс-диагностики. Не менее важны подтверждённые протоколы терапии коронавирусной инфекции — и для их создания нужно, чтобы правительства стран упростили бюрократические процедуры регистрации конкретных препаратов и расходных материалов на своих территориях. Тогда изобретённые лекарства или вакцина быстрее смогут дойти до пациентов.
Борясь с коронавирусом, нельзя забывать о пациентах с другими диагнозами, пишет Георгий Шебаев. В настоящее время во многих крупных городах больницам пришлось ограничить плановую госпитализацию, осмотры и диспансеризацию «обычных» пациентов, но такая мера не может быть длительной, тем более что любой плановый пациент внезапно может стать экстренным.
«Это новый вызов всему укладу современного здравоохранения и, в первую очередь, государству, как регулятору. Эта пандемия так или иначе пройдет, но уже сейчас очевидно, что необходимо принимать судьбоносные меры для управления изменениями в здравоохранении» кандидат медицинских наук Георгий Шебаев.
Размышляя о сильных сторонах мировой системы здравоохранения, эксперт подчёркивает: ничего лучше страхового принципа пока в мире не придумано. Именно этот принцип позволяет государству сохранить существующие гарантии оказания бесплатной медицинской помощи, исключая ограничения для пациентов по финансовому признаку. Система обязательного медицинского страхования (ОМС) успешно работает в России, хотя у неё есть слабые места. В частности, в условиях экономического кризиса проблема возникает из-за того, что бюджет ФОМС формируется за счёт налога на фонд оплаты труда и региональных бюджетов. Если работодатели закроют бизнес и уволят людей, нагрузка на бюджеты регионов по страховой медицине резко возрастёт — при том, что регионам придётся решать и множество других проблем в условиях экономического кризиса. Не дать «просесть» бюджету здравоохранения страны может правительство — и автор статьи выражает надежду, что оно уже прорабатывает механизм компенсации выпадающих доходов федерального Фонда ОМС.
Георгий Шебаев предлагает помимо медицинского страхования ввести лекарственное страхование, что означало бы внедрение бесплатного обеспечения лекарственными средствами для всего населения страны. Переход к такому принципу может быть поэтапным. Сейчас после выписки из стационаров лишь некоторые категории больных имеют право на льготное обеспечение лекарствами для дальнейшей терапии хронических состояний, а многие вынуждены экономить на лекарствах. Однако успех лечения всегда кроется в комплексном подходе, подразумевающем комбинацию диагностики и терапии, прежде всего медикаментозной.
Что касается методов диагностики, то кандидат наук отмечает: за последние 40 лет они радикально изменились и стали куда прогрессивнее. К привычным исследованиям УЗИ повсеместно добавились гибкая эндоскопия, ангиография, компьютерная и магнитно-резонансная томография. Претерпела изменения и сама модель взаимодействия «врач-пациент». Теперь врачу важнее не осмотр всего тела пациента, а его клинические анализы, заключения ЭКГ, УЗИ и КТ. Всё это возможно получить дистанционно, и будущее медицины автор статьи видит в развитии дистанционного консультирования, которое особенно актуально сегодня для пожилых пациентов и хронических больных — ведь в период жёсткого карантина именно им предписано не покидать домов. Георгий Шебаев предполагает, что на помощь человеку придёт интернет вещей — то, что позволит проводить дистанционный мониторинг жизненно важных функций. Начало этому направлению положили «браслеты здоровья», а теперь к ним добавились возможности дистанционно проверять уровень глюкозы в крови, измерять давление и снимать ЭКГ.
Требования к телемедицинским консультациям в России, по мнению эксперта, следовало бы сделать менее жёсткими — и тогда было бы возможно увеличить число виртуальных врачебных «приёмов» на базе телемедицинских платформ уже сейчас. Кроме того, пишет экс-министр, проводить исследования и передавать данные врачам могли бы неврачебные диагностические центры, которые можно сделать мобильными. Данные таких исследований должны попадать в единую электронную карту пациента, которая хранит все данные о его здоровье на протяжении жизни.
Георгий Шебаев не исключает, что после нынешнего кризиса многие торговые центры в крупных городах опустеют, окончательно сдав позиции интернет-торговле. Освободившиеся площади он предлагает использовать под медицинскую диагностику — правда, здесь тоже понадобится смягчение лицензионных требований.
Ещё одним помощником человечества в борьбе с опасной инфекцией, по мнению автора, может и должен стать искусственный интеллект (ИИ). При комплексном анализе ИИ уже зарекомендовал себя как высокоэффективный метод. Ему можно доверить огромные массивы информации о течении заболевания у каждого пациента с учётом его генетических особенностей, возраста, показателей жизненно важных функций организма, схем лечения и дозировки препаратов. ИИ справился бы с обобщением данных по диспансеризации, контролем терапии хронических состояний и построением прогноза заболевания, что сэкономило бы время и деньги, а также снизило вероятность ошибки и отчасти решило вопрос дефицита специалистов в амбулаторном звене.
Все названные меры, подчёркивает эксперт, невозможно принять без участия государства. Именно оно обладает монополией на политику в сфере здравоохранения. Так устроены и системы здравоохранения в других странах мира. В сегодняшних условиях здравоохранению необходимо переместить фокус с процесса лечения на его результат, то есть сделать систему пациентоориентированной и пациентоцентричной — и в этом государство играет ведущую роль. Так же, как оказание государственных услуг стало возможным через систему МФЦ, так и в здравоохранении переход к новой системе может стать успешным при адекватном финансировании и тотальной цифровизации всех процессов, пишет Георгий Шебаев.