Накануне три Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Сахалина, Хабаровского и Приморского краев обратились к Нарусовой и в Следственному комитет страны с просьбой оценить итоги крабовых аукционов осени прошлого года. Кроме того, отраслевики просят дать правовую оценку их последствиям для социально-экономического развития прибрежных регионов. Рыбаки считают, что попытка Глеба Франка, контролирующего значительную часть рыбного промысла страны, отменить исторический принцип распределения квот на ловлю крабов, привела к тому, что его компании сами не могут освоить купленные квоты и начинают их перепродавать. А те компании, что лишились квот вынуждены будут продавать флот, что грозит безработицей для тысяч человек.
В «антисобчаковской» телеграммной кампании Нарусову обвиняют в том, что она «курирует» рыбаков и, что якобы её стараниями несколько рыбодобывающих компаний оказались в списке «системообразующих» предприятий, которым положена государственная поддержка в условиях кризиса, вызванного пандемией коронавируса.
Но, понятных, четких критериев на включение в этот список рыбаки так и не дождались от государственных органов. И ещё в начале апреля обращались в правительство с просьбой «расширить рыбную часть списка». В рыбохозяйственном комплексе гораздо больше предприятий, заслуживающих такой статус. Только на Сахалине предприятия отрасли обеспечивают занятость более 11 тысяч человек и список должен формироваться с учетом мнения регионов, подчеркнул президент Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области Максим Козлов.
Крабовые аукциона 2019 года проводились под лозунгом, что отказ от «исторического принципа» распределения квот принесёт больше денег государству. Но по словам председателя Приморской ассоциации Георгия Мартынова, «еще когда только готовился перечень видов краба, которые будут распределяться через аукцион, АРПП настаивала, что не нужно распространять эту схему на глубоководных крабов – весьма специфический объект для промысла и продажи. Кончилось тем, что дважды на торги по этим видам (японикусу и ангулятусу) никто не заявился». В обращении к министру сельского хозяйства Дмитрию Патрушеву Мартынов отмечает, что бюджет страны недосчитается порядка 467 млн рублей, а на простое может оказаться 11 судов – а это более 700 членов экипажей.
«На рыбаков уже больше двух лет льются с телеэкранов потоки лжи. За ними нет ни грамма правды» - эмоционально пишут авторы обращения. И эти эмоции можно понять: их выставляют браконьерами и контрабандистами. А они только отстаивают своё право на понятные и предсказуемые правила работы в море.
Федеральная антимонопольная служба утверждает, что рыбная отрасль является низкоконкурентной из-за того, что "исторический принцип" мешает появлению в ней новых игроков и инвесторов. Но, на самом деле, наряду с исторически закреплёнными квотами Росрыболовство регулярно проводит аукционы по продаже долей квот на промысел. Предложение изъять до 50% квот на "одуемые" объекты промысла у заключивших с государством договоры пользователей и с периодичностью в 3-5 лет продавать права доступа к этим лимитам на аукционах приведёт к обрушению инвестклимата в отрасли, ухудшению ее экономических показателей, росту социальной напряженности в "рыбацких" регионах и стимулирует массовое браконьерство.
Даже в условиях пандемии коронавируса и вызванного ею экономического кризиса дальневосточные рыбаки демонстрируют рост показателей. Они добыли около 1,36 млн тонн рыбы и морепродуктов – почти на 9 процентов больше, чем год назад. Рыбаки других бассейнов значительно уступают: в северных морях нарастили улов всего на 3,7 процента, а в «Западном бассейне» снизили на 5,6 процента.
Обращение глав ДВ-ассоциаций к сенатору Нарусовой и в Следственный комитет свидетельствует о том, что подавляющее количество рыбаков не согласны с методами, которые использует Глеб Франк при продавливании своих интересов, и, более того, считают их губительными и для отрасли, и для экономики дальневосточных регионов.