— Есть среди МСП те предприятия, которые вообще не пострадали от «самоизоляции»? Если да, то в каких отраслях? Может быть есть те, у кого наоборот «прирост»?
— Конечно, нельзя всех равнять под одну гребенку. Есть предприятия, которые были вынуждены вообще приостановить работу, а есть те, кто продолжил оставаться в рабочем режиме, а есть те, которые получили прирост. Например, те, которые сейчас взяли на себя как дополнительное направление пошив масок, производство других средств индивидуальной защиты; которые реализуют такую продукцию и которые занимаются дезинфекцией. То есть, все, что связано с профилактикой распространения коронавирусной инфекции.
— Вы можете назвать реальные МСП, которым дошла государственная помощь?
— На федеральном, региональном и муниципальном уровнях объявлен достаточно широкий перечень мер государственной поддержки. Насколько просто ее получить, сколько предпринимателей смогут воспользоваться объявленной поддержкой и насколько она поможет бизнесу пережить карантин об этом, полагаю, будем говорить позднее, но уже сейчас видно, что критерии при определении пострадавших отраслей являются, по меньшей мере не справедливыми и отсекают большую долю предпринимателей, чей бизнес понес серьезные потери.
С уверенностью могу сказать про региональную поддержку, направленную на снижение налоговой нагрузки. Например, упрощенная система налогообложения, УСН. Налог уменьшен в два раза, с 6% до 3% для всех видов деятельности. Это касается всех предпринимателей, кто применяет этот налоговый режим. Также все организации, которые на балансе имеют имущество и налог на него исчисляют, исходя из кадастровой стоимости, безусловно, ощутят поддержку: налог на имущество организаций снижен в два раза. Акцентирую внимание — для всех организаций, независимо от вида деятельности. Также можно отметить реальную поддержку для санаториев, отелей и кинотеатров, которые на балансе имеют здания, в которых они осуществляют деятельность, — они полностью освобождены от налога на имущество на 2020 год. Сейчас я назвала виды региональной поддержки, которые предприниматели получат без всяких дополнительных условий и они ее уже могли ощутить при уплате налога за первый квартал.
На уровне региона приняты меры поддержки и для ряда отдельных отраслей, связанных с туристической и внешне-экономической деятельностью. Для них ставка УСН снижена с 6% до 1% и с 15% до 5%. Предприниматели указанных отраслей, арендующие региональное имущество, освобождены на три месяца от арендных платежей.
Уже более чем в половине муниципальных образований приняты решения по снижению налоговой нагрузки при уплате ЕНВД, льготы при аренде муниципального имущества, в том числе земельных участков.
Приморские предприниматели по достаточно широкому перечню отраслей могут получить кредит до 5 млн рублей под 0,5% в первый год, сроком на три года.
Стоит отметить, что получение федеральной поддержки практически полностью касается предприятий, если их деятельность входит в Перечень наиболее пострадавших при пандемии отраслей экономики. Он утвержден Постановлением Правительства РФ. Как я уже говорила, у предпринимателей много претензий к определению основного кода ОКВЭД, по которому формально относят то или иное предприятие к категории пострадавших.
— В период тотального падения спроса, заметили ли вы активность в объединениях предпринимателей (союзы, объединения)? Как вы думаете, почему?
— Сейчас особо хочу отметить Приморское краевое отделение «ОПОРЫ РОССИИ», АРК «Основа», Общественный совет предпринимателей Приморья и муниципальные советы предпринимателей, например, Арсеньев, Чугуевка, здесь я вижу инициативы и с удовольствием их поддерживаю. Понимаю, как предприниматель в прошлом, что сейчас бизнес изо всех сил старается выжить, и многим не до общественной деятельности. Вместе с тем, учитывая активную работу общественных помощников Уполномоченного в муниципалитетах можно смело сказать, что общественные механизмы работают, инициативы Института Уполномоченного — тому эффективное подтверждение. Ведь многие меры поддержки сейчас разрабатывались по нашим инициативам, сформированным совместно с бизнес объединениями, в том числе на основе поступающих к нам вопросов и предложений предпринимателей. Вместе с тем мне, как Уполномоченному по защите прав предпринимателей, хотелось бы, чтобы в этот сложный период активность всех бизнес объединений была выше.
— Каковы на данный момент основные запросы от предпринимательского сообщества к государству?
— Если две недели назад я бы озвучила вопросы: как исполнить обязательства по налогам и заработной плате, по арендным платежам. Именно эти вопросы, в большей части, содержались в обращениях от предпринимателей, которые поступали в адрес Уполномоченного, а их ко мне с 27-го марта только в официальном порядке поступило более четырехсот. То на сегодняшний день основной запрос от предпринимательского сообщества разных отраслей — это дать возможность работать.
Я понимаю, что в крае сейчас не самая лучшая санитарно-эпидемиологическая ситуация, ежедневно идет прирост количества заболевших, но, вместе с тем, надо понимать, что чем дольше предприятии будут стоять, тем дольше их придется запускать и тем меньшее количество из них возобновят деятельность, в принципе.
Президент России Владимир Путин поручил правительству РФ до 5 мая подготовить план поэтапного выхода из карантина.
Мы сейчас с предпринимателями отельных отраслей тоже работаем над этим. Так, например, с торговыми центрами готовим декларацию для того, чтобы предъявить ее Правительству Приморского края, Роспотребнадзору в целях возобновления работы с безусловным соблюдением всех мер профилактики распространения коронавирусной инфекции. Это обязательное условие для того, чтобы принять решение о возможности продолжить работу по тем или иным направлениям.
— Что, по вашему мнению должно сделать государство в ближайшее время, чтобы не потерять большее количество предпринимателей?
— Здесь стоит говорить о двух этапах поддержки. Первый — касается непосредственно периода нерабочих дней, эти меры поддержки должны быть направлены на сохранение бизнеса. Государство должно дать возможность выйти из кризиса как можно большему количеству действующего бизнеса. Об этих мерах я говорила выше, они продолжают приниматься, в том числе и на уровне Приморского края.
Второй этап — поддержка бизнеса в период выхода экономики из карантина. Их нужно прорабатывать уже сейчас, и мы видим, что Президент РФ Владимир Путин уже дал такое поручение.
На мой взгляд, поддержка на период выхода должна осуществляться по двум направлениям: стимулирование спроса и снижение административной и финансовой нагрузки, сохранение налоговых льгот на более длительный период, мораторий на введение новых требований.
В данный момент часть предпринимателей находится на перепутье: продолжать бизнес или нет. От того, какой план выхода из кризиса предложит государство, будет зависеть их решение. Поэтому сейчас органам власти совместно с бизнесом необходимо разработать четкий и понятный для всех план. Аппарат Уполномоченного уже готовит свои предложения.
— Что предприниматели могут сделать в ближайшее время, чтобы выжить?
— Важно принять ситуацию и изучить все меры поддержки, которые предоставлены органами власти и обязательно ими воспользоваться. Полезной информации очень много, нужно изучать только официальные источники. Для этого мы одними из первых их всех органов власти сформировали на сайте Уполномоченного специальный раздел «Предпринимателям о COVID-19».
Возможно, надо посмотреть на свой бизнес новым взглядом в новых реалиях. Предприниматели, пусть вынужденно, но выведены из зоны комфорта и может быть именно сейчас кто-то из них найдет для себя новую нишу. Нужно наметить план, стратегический и тактический, как развивать свой бизнес дальше. Понятно, что экономика после выхода из кризиса будет другой. Даже после снятия ограничительных мер вирус не исчезнет, да и останется еще один фактор — это курс доллара, на который сейчас особо не обращают внимания, но также влияет и на платежеспособность населения, и на бизнес в целом.
Президента РФ в свеем выступлении сказал про новую экономическую политику. И Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов в своем прямом эфире в Instagram применил уже понятие «НЭП-два ноль».
— В чем заключается работа бизнес-омбудсмена в этот период?
— В первую очередь, так как бизнес-омбудсмен работает для предпринимателей, он в этой ситуации должен быть постоянно с ними на связи. Каждый предприниматель имеет право, несмотря на ограничительные меры, задать свой вопрос бизнес-омбудсмену и получить профессиональную поддержку Аппарата Уполномоченного. Для этого мы создали чаты в различных мессенджерах. Я лично участвую в ряде групп и чатов в социальных сетях, которые в общем объединяют более 2000 человек, не считая FB.
Ко мне поступают тысячи сообщений и звонков, которые подвергаются тщательному анализу. По результатам этого анализа мы готовим предложения по мерам региональной поддержки, направляем их в Правительством Приморского края для обсуждения и принятия управленческих и законодательных решений. Мы работаем в тесной связке с Минэкономразвития Приморского края, с Минпромторгом, с вице-губернатором, курирующим экономику Константином Шестаковым, некоторые предложения направляются напрямую губернатору Олегу Николаевичу Кожемяко. Часть предложений направляется и на федеральный уровень: в адрес Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, Минэкономразвития РФ, депутатов Государственной думы.
Отдельно хочу сказать огромное спасибо нашим общественным помощникам, которые работают в 26-ти муниципалитетах края. Они в этот период — надежный, а в некоторых районах и единственный оперативный источник информации для предпринимателей и для получения обратной связи. Они проводят большую работу с муниципальными органами, что позволило снизить налоговую нагрузку по ЕНВД, налогу на имущество, на землю. Они проводят большую разъяснительную работу по мерам поддержки.
Аппарат Уполномоченного, несмотря на частично дистанционный режим, работает, фактически, с увеличением рабочих часов в сутки. Мы оперативно обрабатываем все обращения, которые к нам поступают. Законодательство меняется очень быстро. Корректное информирование очень важно. Мы систематизируем новую информацию, готовим памятки, максимально распространяем их. Проводим прямые эфиры с предпринимателями. Борис Титов проводит еженедельные ВКС с региональными Уполномоченными.
Главная задача бизнес-омбудсменов в этот период: максимально способствовать оказанию государственной поддержки бизнесу, чтобы он мог выстоять, выжить в этот период.
— Сколько ещё, по вашему мнению, смогут «протянуть» предприниматели, если ситуация с «самоизоляцией» не изменится?
— У каждого предприятия своя ситуация, свое финансовое состояние, своя подушка безопасности, а у кого-то она вовсе отсутствует. С учетом того, что уже пошел второй месяц приостановления деятельности ряда компаний, а обязательства у них сохранилась, не все предприниматели подпадают под меры поддержки, да и все меры поддержки не компенсируют на сто процентов убытки, которые несут предприниматели, очевидно, что потери будут.
Поэтому, как и было уже сказано, крайне важно разработать максимально эффективный план поэтапного выхода. Мы работаем над этим совместно с правительством Приморского края.
— Насколько предприниматели Приморья зависят от ситуации с коронавирусом в мире? Если границы останутся закрытыми, а режим «самоизоляции» в Приморье будет облегчён, это сильно поможет. (наши предприниматели сильно интегрированы в мировую экономику).
— Туристическая отрасль Приморья, особенно все, что связано с въездным туризмом, последние годы развивалась хорошими темпами, и, конечно, закрытые границы скажутся для них отрицательно. Мы знаем об Указе Президента РФ и последовавшим за ним решением Правительства Приморского края о приостановлении деятельности с 27-го марта. Большая часть бизнеса именно с этой даты начинают отсчет своим потерям. А туристическая отрасль показывала серьезное снижение уже в феврале: по данным предпринимателей, туристические компании уже в феврале показывали минус 50% к обороту февраля прошлого года. Даже после снятия карантина, бизнесам, зависящим от состояния границы, от иностранных туристов будет крайне сложно. Именно поэтому для туристической отрасли приняты отдельные меры, чтобы не загнать компании в банкротство.
— Как вы думаете, нынешняя ситуация изменит Предпринимательскую среду? (Выживут ли сильнейшие и крупнейшие) Малые предприятия умрут навсегда, уступив место более крупному, а значит и более защищённому бизнесу?
— Думаю, да. С такой опасностью мы еще никогда не сталкивались, такая ситуация впервые в новейшей истории. В критический момент вскрылось много негативных аспектов при осуществлении предпринимательской деятельности, которые очень важны для организации бизнеса, но многие среди малого бизнеса ими пренебрегали, например оформление договорных отношений. Некоторые вещи, на которые предприниматели не обращали особого внимания, как например, код ОКВЭД, лишили их сейчас возможности получить господдержку. Я очень надеюсь, что каждый для себя сделает правильные выводы.
Конечно, многие предприниматели будут стараться восстановить свой бизнес. К сожалению, будут и уже есть те, кто уйдет, но, однозначно, будут и те, кто начнет новый бизнес. Такова жизнь. Я не стану сравнивать крупный и малый бизнесы. Отмечу лишь, что малый бизнес мобилен, а оттого, всегда отличался большей живучестью. И раньше малый бизнес не раз спасал страну. Я надеюсь, что малый бизнес и сейчас справится.
— Можно ли говорить, что положение катастрофично в какой-либо отрасли?
— Самое сложное положение в туристической отрасли, сфере всевозможных услуг населению: образовательных, оздоровительно-спортивных; розничная торговля. Все, что связано с взаимодействием с людьми. Их деятельность приостановлена, и можно сказать, что это катастрофично. Часть этих предприятий отправили сотрудников в отпуск без сохранения заработной платы. Вместе с тем, сейчас, думаю, проще назвать отрасль, которая не пострадала. Так как в экономике все между собой взаимозависимо и если работа такого большого количества компаний приостановлена, то и смежные компании, даже если они формально не попали под запрет, работать по факту не могут.
— Какая мера оказалась самой эффективной?
— Думаю, к этому вопросу можно будет вернуться через несколько месяцев, когда предприниматели смогут оценить свое положение после поэтапного снятия ограничений. На данный момент, безусловно, эффективны все меры, которые снижают налоговую нагрузку, освобождают от арендных и других платежей. Они помогут предпринимателям сохранить свои бизнесы.
На период нерабочих дней для предпринимателей работает горячая линия бизнес-омбудсмена: WhatsApp 8 914 797 80 31.
Обращения можно направить по адресу: ombudsman@primorsky.ru.
С информацией по поддержке бизнеса можно ознакомиться в разделе на странице Уполномоченного «Предпринимателям о COVID-19»: