«Главное — действовать», — с таким девизом приморские компании из пострадавших секторов экономики переключились на работу в онлайн и переформатировали производство.
Взгляд назад
Фактически в режиме жестких ограничений приморский бизнес прожил один месяц — с конца марта по начало мая. Именно на этот период пришлось максимальное количество «новых решений» у предпринимателей. Чтобы сохранить рабочие места и не закрывать бизнес, искать новые решения пришлось очень срочно.
«Мы сделали анализ интернет-ресурсов и поняли, что это просто золотая жила — их посещение возросло в среднем в 2,6 раза. Например, очень существенный рост по количеству просмотров оказался у Instagram (примерно, на 5% по нашим данным). Кроме того, изменилась и структура просмотров — если раньше основной фокус внимания приходился на Сториз, сейчас же начали активнее просматривать именно ленту. Вот я бы хотел привести три примера. С режимом самоизоляции сайты новостей стали просматривать чаще, например, в среднем выросло количество на 15%», — рассказывает директор PRR Павел Компан, вспоминая как компания, занимающаяся event-бизнесом, искала выход из положения.
О том, что пришлось полностью переходить в онлайн, говорит и соучредитель сети ресторанов Tokyo Алена Ницора. Причем, речь идет не только о том, что рестораторы сделали ставку на заказы, к этому выходу прибегли многие владельцы кафе и ресторанов. Нет, акцент был сделан и на проведение мастер-классов по приготовлению популярных блюд из меню и продажи полуфабрикатов.
«Этот шаг подсказала как ситуация, так и наши гости — мы ввели линейку полуфабрикатов. Наши гости теперь могут не только получить готовые блюда, но и сами приготовить знаменитые кулинарные рецепты дома. Всё для этого можно приобрести онлайн на нашем сайте. Мы ввели особую позицию на сайте „Готовим дома“. И здесь мы выкладываем мастер-классы, какие блюда можно создать из наших заготовок», — говорит Алена Ницора.
Виртуальные показы
Тренд на онлайн-экскурсии первыми задали музеи, «пустив» гостей побродить по своим залами. Следующими на очереди оказались риэлторы. Несмотря на то, что в течение апреля продажи квартир встали на паузу (такому положению дел поспособствовали и закрытые многофункциональные центры), уже в мае стало понятно, что жизнь — продолжается, надо искать пути выхода.
«Квартира — не тот товар, который можно продать через соцсети. Клиенты перед покупкой всегда осматривают недвижимость лично, но видеоролики стали одним из инструментов привлечения покупателя. Мы продолжаем снимать квартиры на видео и после снятия жестких ограничений, клиенты уже сами об этом просят», — говорит директор Городского риэлторского центра Сергей Косиков.
Удаленную работу выстроили за два дня. Однако дистанционное взаимодействие, несмотря на казалось бы его быстроту и оперативность, процесс продажи квартир усложнил и замедлил.
Уходить в онлайн-работу пришлось и фитнес-центрам, и магазинам по продаже спорт-инвентаря. Если для многих руководителей спортзалов такой подход стал продолжением работы с клиентами, уже купившими абонементы и не желавшими делать паузу в тренировках, то для вторых — рассказы о том, как можно в домашних условиях использовать тот или иной спортинвентарь стали своего рода спасательным кругом.
«Мы активнее стали работать с клиентами в социальных сетях и через мессенджеры, доработали возможности сайта. Спрос на многие спорттовары отсутствовал полностью, мы снимали ролики, в которых показывали инвентарь, который позволяет тренироваться дома», — рассказывает владелец магазина спортивных товаров Advance boardshop во Владивостоке Денис Горбунов.
Негласная помощь
С тем, что время пандемии стало временем быстрых решений, согласны все предприниматели. Каждому на своем рабочем месте приходилось ежедневно принимать оперативные решение и искать способы выживания в сложившейся ситуации.
«С момента введения режима ограничений офис бизнес-омбудсмена работал практически в круглосуточном режиме. Я и мои добровольные помощники отвечали на все вопросы, разъясняли какие-то непонятные моменты по введенным правительством льготам, введенным запретам», — отметила бизнес-омбудсмен Приморского края Марина Шемилина.
Проблемы возникали с кодами ОКВЭД (классификаторы экономической деятельности): многие предприятия, понесшие реальные потери, просто не попадали под введенные меры помощи и поддержки. Дело в том, что правоприменительная практика по определению основного ОКВЭДа сводится к тому, что главным считается тот, который указан первым. Вместе с тем предприниматели могут заниматься и видами деятельности согласно ОКВЭДу, который указан, например, пятым.
Инициатива приморского бизнес-омбудсмена была направлена в правительство края. А пока шла доработка закона, приморскому бизнесу пришлось искать пути модернизации.
«Те изменения, которые раньше прорабатывались по два месяца, мы научились воплощать за неделю. Мы сильно ушли в IT-технологии, потому что сейчас продажи происходят на онлайн-площадках: в Instagram, „Яндексе“ и так далее», — говорит генеральный директор ресторана Zuma Мария Иноземцева.
Облегчить сайт, проработать его навигацию, поработать с сервером, чтобы выдерживал увеличившийся трафик — такие вызовы поставила пандемия перед предпринимателям края.
А некоторым же пришлось полностью перестраивать бизнес, сменив специализацию.
«Когда мы поняли, что в Приморье не хватает масок, мы начали их выпускать из той ткани, которая была на складе. Потом заказали специальные материалы и начали производить защитные комбинезоны и медицинские халаты», — говорит директор швейного производства компании «ИМО» Татьяна Ермакова.
Впрочем, говорить о том, что сейчас, когда ограничения постепенно снимают, все проблемы решены, было бы слишком оптимистично. Если рестораны с открытыми террасами могут рассчитывать на какое-то восполнение понесенных убытков (самые нетерпеливые жители Владивостока в первый же день работы поспешили выпить кофе на веранде любимых кафе), туристической отрасли до сих пор приходится сложно. Пока в крае разрешены только пешие прогулки. Причем, для групп не более пяти человек. А такие услуги в крае не востребованы.
«Те, кому может быть интересна подобные прогулки, прекрасно сами знают маршруты и могут самостоятельно организовать такой поход. Так что на месте приморских туристических компаний я бы не делал ставку на организацию пеших прогулок», — говорит проводник Борис Глебов.