Posted 11 августа 2020, 07:34
Published 11 августа 2020, 07:34
Modified 14 декабря 2023, 16:09
Updated 14 декабря 2023, 16:09
Оно завершилось отставкой последнего по решению суда и ростом протестных настроений среди населения. А потом случился Хабаровск, где за прошлые грехи перед законом и людьми был арестован экс-губернатор Сергей Фургал. И где уже месяц не стихают протесты граждан. Эксперты считают, что политическая система страны, ставшая допускать подобные «сбои», требует перенастройки.
Неудачная охота
Нынешней весной с мэром Охинского района Сахалинской области Сергеем Гусевым случился казус. Он попался на браконьерской охоте на водоплавающую дичь. Это стало поводом к тому, чтобы губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко сначала публично выразил недоверие муниципальному чиновнику, а затем и подал судебный иск о досрочном прекращении его полномочий по причине недоверия.
Доводы в пользу такого решения были обнародованы одним из информационных ресурсов Лимаренко.
«Охинцы указывают на неграмотные управленческие решения, неисполнение социальных программ, ухудшение экологической ситуации в районе, отток населения из перспективного нефтедобывающего района. Прокуратура Сахалинской области установила факт нарушения законодательства о противодействии коррупции. Сергей Гусев утаил сведения о принадлежащем ему недвижимом имуществе, а также несколько счетов с крупными денежными суммами», — написал губернатор Сахалина.
Сам Гусев заявил СМИ, что «коррупционного шлейфа за ним нет» и с обвинениями он «в корне не согласен». По его словам, «обещаний со стороны областной власти было много, но денег нет, полного финансирования на строительство не было».
«Бьют по рукам, не дают работать. В корне не согласен. Буду бороться до конца», — отметил уже бывший мэр Охи.
Позиции сторон заявлены. А население, призванное быть в определенной степени арбитром, неожиданно начало переходить на сторону опального чиновника. Во всяком случае, жители города восторга действиями главы области не проявили и отреагировали на них одиночными пикетами.
Ситуацию усугубляет стремление регионального отделения КПРФ перевести дело в политическую плоскость, чтобы поймать и оседлать протестную волну в преддверие выборов в Государственную Думу. Коммунисты требуют от губернатора прекратить преследование их однопартийца.
«Бюро Комитета Сахалинского регионального отделения КПРФ уверено, что на деле за дымовой завесой утверждений о несостоятельности Сергея Гусева как главы Охинского городского округа основной удар наносится по праву населения свободно выбирать власть на прямых выборах, а также по партии КПРФ как ведущей оппозиционной силе с разветвленной структурой и созидательной программой. Напомним, Сергей Николаевич Гусев стал последним в Сахалинской области главой муниципального образования, избранным на прямых выборах населением», — говорится в заявлении коммунистов.
Действительно, выборы в Охинском районе, состоявшиеся 13 марта 2017 года, стали последними выборами мэров в Сахалинской области. Затем начал действовать региональный закон о назначении в муниципалитеты сити-менеджеров. На кресло градоначальника Охинского района на выборах претендовали пять кандидатов. На протестной волне мэром стал местный активист и бортмеханик компании «Авиашельф», представитель КПРФ Сергей Гусев. Он набрал почти 51% голосов избирателей при явке более 36,25%. При этом каких-то особых конфликтов с ним не было ни у предыдущего (Кожемяко), ни, до недавней поры, у действующего (Лимаренко) губернаторов Сахалинской области. Как бы там ни было, 18 июня 2020 года Охинский городской суд удовлетворил иск губернатора Сахалинской области Валерия Лимаренко о досрочном прекращении должностных полномочий мэра муниципалитета Сергея Гусева в связи с утратой доверия.
Объективный процесс
Эксперты считают, что в решении Лимаренко устранить Гусева просматривается немало мотивов, среди которых есть и рациональный, и политический. В частности, главный редактор ИА Sakh.com Ксения Семёнова в одном из интервью сообщила: «Гусев изначально был никакой мэр, и все это понимают. Но снимают его, действительно, по политическим мотивам. Он не хуже, не лучше других. У нас есть такие же никчемные руководители в районах, но при этом к ним претензий Лимаренко не имеет. Однозначно это какая-то его личная история. Думаю, что еще эта история связана с деньгами, которые должен выделить федеральный бюджет на переселение жильцов 65 домов, которые пострадали при Нефтегорском землетрясении. Я думаю, что они хотят сами со своим человеком осваивать эти деньги».
Речь идет о выделении 15 млрд. рублей из федерального и областного бюджетов на снос аварийного жилья, пострадавшего от землетрясения в Нефтегорске в 1995 году.
При этом журналист обратила внимание на имиджевые потери Лимаренко: «Лимаренко и без Гусева уже „отличился“ неоднократно. Его команда перед ним какие-то потемкинские деревни выстраивает в виде „инстаграммов“, где боты пишут, какой он прекрасный губернатор. Нужно почитать „Инстаграмм“ Лимаренко, чтобы понять, что это просто абсурд. Нормальные люди, которые адекватные, не пишут, что у нас самый лучший губернатор, что он лучше Путина, что его любят, обожают, гордятся. В России в принципе не принято так относиться к власти. Но почему-то в „Инстаграмме“ Лимаренко эти комментарии превалируют, их там 80%. Но реальная картина совершенно другая. Он однозначно теряет очки, если были какие-то надежды, с ним связанные, в начале его губернаторства, то сейчас уже точно нет. Ведет он себя очень странно. В публичном поле выглядит глупо, нелепо, и его никто, мне кажется, уже всерьез не воспринимает» — говорит Ксения Семёнова.
Политический подтекст этой истории еще и в том, что губернатор и мэр имеют разную партийную принадлежность. За Лимаренко — «Единая Россия». Гусев избирался под флагом КПРФ. Так что конфликтный потенциал существует изначально. Все это накладывается на объективный политико-управленческий процесс: руководитель стремится расставить на ключевые позиции понятных ему людей. Лояльных и вполне квалифицированных. Особенно, когда дело касается выполнения серьезных задач. Иначе говоря, губернатор хочет спать спокойно, зная, что аварийное жилье осталось в прошлом, деньги не разворованы, а проблемы людей решены. Другое дело, что Лимаренко или не смог, или не захотел выстроить диалог с коммунистом. Это было бы ярким признаком силы и уверенности Лимаренко. Но сейчас все выглядит иначе. Чиновники своими действиями переводят Гусева в тяжеловесную категорию, создают ему образ героя-мученика, бросившего открытый вызов системе. Каким бы хорошим или плохим мэром он ни был, это уже в прошлом. Гусев — свой. И это один из главных маркеров, на котором сегодня во многом пытаются строить общественное мнение дальневосточников. Не только на Сахалине.
Замкнутый круг
Сахалинский уголек муниципальной фронды полыхнул протестной вспышкой у соседей через Татарский пролив — в Хабаровске. Там по подозрению в организации убийств и покушения на убийство арестовали уже экс-губернатора Хабаровского края Сергея Фургала. Мир вывернулся наизнанку, поскольку тяжесть обвинений в его адрес нисколько не смутила хабаровчан. Они вот уже месяц, как «кормят голубей» (читай — митингуют-протестуют) на городских улицах и площадях. Не помогло и назначение врио главы региона однопартийца пребывающего в СИЗО Фургала. Хабаровчане его просто не восприняли. Во всяком случае, пока.
Здесь, как и на Сахалине, общественное мнение сформировали иные, чем моральная сторона или тяжесть содеянного, критерии. Ключевые — опять же «свой» и «народно избранный», а за ними еще букет послевкусия от недовольства уровнем жизни до горячечных идей самостийности. Подобные тенденции требуют пристального внимания и изучения экспертами и специалистами. Это проявления опасного нарушения баланса политической системы. Такой дисбаланс ведет к ее отторжению обществом, поскольку она перестает адекватно отражать его интересы. И поиску иной по принципам организации и эффективности системы политических взаимоотношений взамен той, что «сломалась». Со всей революционной беспощадностью и вытекающими последствиями.
Еще один большой урок, который надо вынести из обеих этих ситуаций — обратить внимание на пространственное развитие страны. Она должна быть соткана не из десятка крупных городских агломераций. А из сотен и тысяч городов, сел, поселков, связанных между собой не только инфраструктурно, но и человечески. Чтобы люди ощущали себя живой частью большой и сильной страны, а не заброшенными и забытыми где-то на выселках. Это один из важнейших залогов целостности и силы государства.
Политолог Андрей Кудисов отмечает: «Формируется тренд — решать вопросы достаточно узких групп выводом людей на протест на улицы и площади. Главное, чтобы для этого были ресурсы. Разные. В одних случаях это эмоциональная реакция на очевидную несправедливость. В других — финансовые и организационные возможности для стимуляции протестной активности. Но хуже всего, когда есть и то, и другое. Наглядный пример — Хабаровск. Здесь остро проявился некий замкнутый круг во взаимоотношениях власть — общество. Нередко случается так, что на выборах побеждает популярная личность. Но без необходимых управленческих компетенций и знаний. Это ведет к неизбежным проколам, цена которым — снижение уровня и качества жизни людей. И возникает парадоксальная ситуация: выбирали себе руководителя граждане, а виновата — власть. Поменять неэффективного руководителя вышестоящая власть по закону может. Но это не нравится избирателям, которые считают, что так попирается их выбор, и в этом тоже виновата власть. Наконец, если ничего не делать, власть все равно окажется виноватой. Ровно по этой причине. Этот замкнутый круг надо разорвать».
По мнению эксперта, реальность стремительно меняется, и традиционно работавшие схемы властных, общественно-политических отношений в новых условиях начинают давать сбои.
«Возможно, есть смысл вовсе отменить выборы губернаторов и мэров, а назначать на такие должности управленцев, имеющих необходимые знания, навыки и компетенции. При этом речь об отказе от демократии не идет: остается прямая выборность депутатов разных уровней. Пусть это будет наш вариант организации государственного устройства, не похожий ни на какие иные модели. Главное, чтобы это эффективно работало на укрепление страны и благосостояние граждан», — отметил политолог.