Posted 1 сентября 2020, 06:43
Published 1 сентября 2020, 06:43
Modified 1 сентября 2022, 02:59
Updated 1 сентября 2022, 02:59
При этом годы идут, а ситуация практически не меняется, несмотря на формальное реформирование системы распоряжения муниципальными землями.
Корни проблемы
Слово «формально» действительно является ключевым в данной истории. Ибо куда ни кинь в сфере земельных отношений во Владивостоке, повсюду сплошные формальности, крючкотворство и волокита.
Корни данной проблемы уходят еще во времена губернаторства Сергея Дарькина, при котором функции по распоряжению землей в краевом центре были переданы с муниципального уровня на краевой и долгие годы находились в ведении Департамента земельных и имущественных отношений Администрации Приморского края. В 2013 году при Владимире Миклушевском эту структуру возглавила Наталья Соколова, которая проработала на данном посту вплоть до конца 2016 года.
Эти три с лишним года хорошо запомнились как представителям бизнеса, пытавшимся решить те или иные земельные вопросы в рамках своих проектов, так и обычным горожанам, которые столкнулись с необходимостью оформления участков. Редкая птица тогда могла долететь до середины Днепра, вернее, до решения своего вопроса — процессы взаимодействия с земельным департаментом могли длиться годами, но так ни к чему и не привести.
Вот лишь один из примеров. В 2013 году одна из компаний города обратилась с заявлением о продлении договора аренды земельного участка, на котором она строила комплекс по обслуживанию автомобилей. Дело было в начале апреля. Сначала из департамента приходили отписки о том, что заявитель не предоставил полный пакет документов, а когда все формальные требования были удовлетворены, ответил, что компания является недобросовестным арендатором. Ибо к концу июля (то есть спустя 4 месяца после подачи заявления) за ней образовалась задолженность по арендной плате.
Попрошу на выход
Подобных историй масса. Чего стоит одна только нашумевшая ситуация с выделением земли многодетным семьям, которые получали участки либо в глуши, где напрочь отсутствовали какие-либо коммуникации, либо в других муниципалитетах края. Переехать из Владивостока, скажем, в Спасск или Чугуевку — то ли это, о чем мечтали многодетные семьи Владивостока?
В итоге многочисленные жалобы на работу департамента земельных и имущественных отношений стали причиной увольнения Натальи Соколовой из краевой администрации. Губернатор Миклушевский тогда заявил, что будет «продолжать избавляться от недобросовестных людей в своей команде».
Казалось бы, сейчас заживем, подумали стоящие в очереди за землей предприниматели и различного рода льготники. Но увы. Распутать клубок земельных проблем во Владивостоке не удается до сих пор. Впрочем, как его распутаешь, если вскоре после передачи полномочий по распоряжению землей с краевого уровня обратно на муниципальный, состоявшейся в начале прошлого года, эту работу снова возглавила все та же Наталья Соколова — теперь уже в качестве вице-мэра.
А воз и ныне там
На эту должность в команде Олега Гуменюка она была назначена в июне 2019 года. А уже в конце года прокуратура Владивостока выявила в работе вверенных ей подразделений мэрии полтора десятка нарушений закона. В основном они касаются нарушений сроков рассмотрения обращений граждан, необоснованных отказов в предоставлении земельных участков и тому подобного.
Снова претензии к работе распоряжающихся городской землей чиновников цветут буйным цветом на всех уровнях — недоволен действующий бизнес, инвесторы, в том числе и резиденты ТОР и СПВ, общественные организации и простые граждане.
Недавно приморские СМИ облетела история Детско-юношеской парусной школы «Алые паруса» в поселке Экипажный на острове Русский, которая долгое время не могла оформить аренду на территорию, прилегающую к марине яхт-клуба. Сначала причиной было то, что земля принадлежит Минобороны. Затем, после передачи ее в собственность города и изменения назначения с военного на туристско-рекреационное, потребовалось размежевание с территорией, на которой находится объект культуры — Пороховой погреб. Данное требование «Алые паруса» также выполнили. Более того, был найден инвестор, имеющий статус резидента СПВ, который разработал и предоставил проект развития территории школы. Администрация города знала об этих планах и поначалу обещала поддержку — таковы были предварительные итоги личных встреч инвестора и руководителей «Алых парусов» с мэром Олегом Гуменюком и его замом Натальей Соколовой. На этом фоне, как гром среди ясного неба, возник аукцион, на который мэрия выставила участок земли, который занимает детская парусная школа. В итоге помимо общественной организации, которая занимается развитием «Алых парусов», на него вышло некое ИП из Чугуевки, уже отметившееся сомнительными схемами управления землей на Русском острове. Получив права на аренду, подобные дельцы начинают давить на уже работающие на территории организации, повышая ставки субаренды. Городу в итоге не достается ни копейки, потому как платить в казну формальные арендаторы не спешат. Они понимают, что для расторжения договора по суду потребуется не меньше года, за это время можно успеть хорошо заработать.
Когда представители «Алых парусов» начали бить тревогу, в СМИ и социальных сетях неоднократно звучала версия, что подобные «победы» в торгах на право аренды муниципальной земли невозможны без участия Натальи Соколовой. В итоге в ситуацию пришлось вмешаться ее начальнику — лично мэру Владивостока Олегу Гуменюку. На данный момент представители «Алых парусов» заявили, что администрация города предложила решение, которое может стать компромиссным.
В данном случае помогло внимание СМИ к данной ситуации и, как следствие — широкий общественный резонанс. Между тем, за кадром остаются десятки, если не сотни подобных историй. Фигуру Натальи Соколовой многие эксперты открыто называют «токсичной» для мэрии Владивостока и лично для главы города Олега Гуменюка, дискредитирующей репутацию городских властей. Тем не менее, чиновница продолжает занимать свой пост.