Мода Серебряного века: выставка фонда Александра Васильева открылась во Владивостоке

1 октября 2020, 18:04
В музее истории Дальнего Востока открылась выставка «Мода Серебряного века», на которой представлено 50 платьев и более сотни аксессуаров — туфли, веера, сумочки, украшения — из коллекции знаменитого историка моды Александра Васильева.

Александр Александрович — большой друг Владивостока, по его словам, он приезжает сюда уже в 17-й раз.

— Я открывал в вашем прекрасном городе выставки, читал лекции, проводил благотворительные балы в доме приемов на Санаторной, но скажу честно — такую роскошную, такую дорогую выставку привез во Владивосток впервые, — сказал Александр Васильев.

Мода Серебряного века, по словам Александра Александровича, — это отражение удивительной эпохи самого конца XIX и первых десятилетий XX века.

— Это было время, когда люди еще не знали, что такое мировая война, — рассказал историк моды. — Не знали массовых разрушений, танковых и химических атак, голода и революций. Мода — всегда отражение истории, так вот история Серебряного века — это про иллюзорный, полностью разрушенный Первой мировой войной мир, в котором царили прекрасные женщины. Женщины, посвятившие жизнь только своей семье. Они рожали детей, лелеяли мужа, сажали цветы, музицировали, рисовали, вышивали, катались на лошадях… И при этом они не готовили, не убирали, не стирали, не мыли посуду, на все это была прислуга… Да, мода Серебряного века — мода богатых, очень богатых женщин, женщин из высших слоев общества — аристократок, жен предпринимателей, зажиточного купечества, модных адвокатов и так далее. Каждое из представленных на выставке платьев — безумно дорогое. Мне иногда кажется, что каждое из них окроплено суровыми мужскими слезами, которые роняли мужья, подписывая чеки из модных магазинов.

Интересно, что мода Серебряного века — и это ясно видно на выставке — делится на два этапа. И, как ни странно, разделяет эти этапы изобретение рентгеновского аппарата.

До его появления женщины носили платья с корсетами, утягиваясь в талии до 50-55 сантиметров (кстати, манекены с такой талией для своих платьев Александр Васильев заказывает по индивидуальному заказу, так как изготовляемые массово манекены гораздо более «толстые» и платья Серебряного века на них не налезают). При этом корсет чудовищно сжимал ребра, внутренние органы женщины при затянутом корсете располагались неправильно — а ведь дамы носили его практически весь день…

Когда медики начала XX века увидели на рентгене, что делает с женщиной это модное приспособление, началась активная кампания против его ношения. По сути она совпала с борьбой за эмансипацию…

— В итоге женщины получили — уже в 1910-х годах — платья более свободного кроя на корсаже, к примеру, а если говорить не о моде, то им разрешили голосовать, водить автомобиль, подавать на развод без согласия мужа, учиться в вузе… — говорит Александр Васильев. — Затем случилась Первая мировая, когда женская мода просто в силу объективных причин еще сильнее изменилась — к примеру, в длинных платьях со шлейфами, тянущимися по полу, было невозможно работать в госпиталях, ездить в общественном транспорте — и модельеры взяли в руки ножницы… В итоге вместе с эмансипацией женщины получили очень много, но много и потеряли, в частности — возможность носить роскошные наряды и выглядеть как богиня. Со временем в моду вошла другая женская фигура — если во времена корсетов были модны пышная грудь, тонкая талия и пышные бедра, то уже через пару десятков лет фигура типа «гитара» казалась неизящной, в моде были худые и более спортивные женщины. Все эти изменения отражены на выставке — в платьях, в фотографиях, в аксессуарах… Мода идет рука об руку с историей человечества и отражает ее изменения.

Интересно, что большинство платьев на выставке — не из России. Они произведены в большинстве своем в Париже — в то время только этот город диктовал моду всему миру, ну, а носили их женщины во Франции, Англии, США…

В России, по словам Александра Васильева, разумеется, обеспеченные дамы тоже любили помодничать, недаром само понятие «Серебряный век» у нас ассоциируется с Изабеллой Кремер, Анной Ахматовой, Зинаидой Гиппиус… Но… Когда в дело вмешалась революция, женщинам было уже не до сохранности их нарядов, речь шла о том, чтобы выжить. Так что платья Серебряного века в нашей стране стали жертвой смутных времен.

— Хотя несколько платьев из России в экспозиции все же есть, — говорит Александр Васильев. — Их легко узнать по избыточной отделке. В нашей стране стремление носить такую одежду, чтобы по ней сразу было видно, за что деньги уплочены, было испокон веку и по сию пору никуда не делось.

Каждый экземпляр на выставке — словно привет из мира, который мы потеряли навсегда. Сегодняшние женщины так не смогут одеться, ведь на процедуру одевания, прически — даже после эпохи корсетов — у дамы Серебряного века уходило минимум 40 минут. Белье на завязках — резинки еще не изобрели, нижние юбки, кружева, корсаж… И при этом дамы того времени переодевались до семи раз в день.

— Какая женщина сегодня могла бы себе такое позволить? Никакая, — улыбается Александр Васильев. — Поэтому моя выставка дает возможность и заглянуть в прошлое, и восхититься тому, как тогда жили женщины, и изумиться тонкости ручной работы (фактически все платья украшались вручную, швейные машины того времени могли делать только основной шов), и извлечь уроки из эстетики прошлого… Надеюсь и уверен, что мода Серебряного века очарует всех — от женщин до детей, которым тоже будет небезынтересно узнать, как одевались в старые времена.

#Новости #Культура #Владивосток #Выставка #Красота и мода #Приморский музей имени Арсеньева #Эксклюзив #Мода
Подпишитесь