Эколог выразил уверенность, что очистить воздух Читы можно, если разработать комплексный план мероприятий с бюджетом, сроками, исполнителями и ответственностью за неисполнение. При этом, перечисляя наиболее значительные источники загрязнения, Николай Сигачёв назвал таковыми печи частного сектора и тысячи газующих автомобилей — как известно, машин в столице Забайкалья с каждым годом становится всё больше. В морозы водители по нескольку раз за ночь заводят двигатели на прогрев, не смущаясь тем, что на холостом ходу машина выбрасывает в воздух ещё больше вредных веществ, чем при движении. Профессор привёл в пример столицу Монголии Улан-Батор, где аналогичную проблему борьбы за экологию решили комплексно: повысили в 5 раз транспортный налог, снизили тарифы на электроэнергию и заменили печи и горелки в частных домах на низкоэмиссионные котлы в массовом порядке. В итоге за 2 года удалось сократить количество вредных выбросов на 49%. Однако повысить транспортный налог в отдельно взятом городе России так вот запросто нельзя.
— Гражданское общество должно быть готово решать эти вопросы совместно с властями. С теми же дымящими машинами. Попробуй где-нибудь на западе оставь машину с включённым двигателем во дворе многоэтажного дома. Тут же посыпятся десятки звонков, приедет полиция, огромный штраф заплатишь. А у нас если делаешь замечание — в ответ слышишь возмущение. При этом все хотят дышать чистым воздухом, — заключил эколог.
Не менее важным шагом Николай Сигачёв считает признание на уровне властей необходимости перевода частного сектора с печного отопления на централизованное. Только котлы ТЭЦ, в отличие от обычных домашних печек, способны обеспечивать высокую температуру горения и полное сжигание топлива с минимизацией вредных выбросов. Однако массовый переход домов на централизованное отопление тормозят экономические соображения. Владельцам печей приходится платить немалую сумму за подключение к городскому теплоснабжению.