Политический климат Приморья не подходит «малым партиям»

Политический климат Приморья не подходит «малым партиям»

11 февраля 2021, 21:27
Подавляющее большинство партий, чьи региональные отделения зарегистрированы Главным управлением министерства юстиции РФ в регионе, похоже, существуют лишь на бумаге. На деле в политической жизни края принимают участие лишь те из них, что представлены в Госдуме и Законодательном Собрании Приморья.

Помимо четырех «тяжеловесов», заседающих в парламенте страны – «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» – приморские избиратели пять лет назад доверили право представлять их интересы «Российской партии пенсионеров за социальную справедливость». И это, пожалуй, единственный в новейшей политической истории региона пример, когда представители «большой четверки» не досчитались депутатского мандата.

Немного истории

Политический ренессанс, ознаменовавшийся серьезными послаблениями в вопросе создания политических партий, случился в России в начале 2012 года. Под занавес президентского срока Дмитрия Медведева. Формальной причиной тому стали массовые выступления граждан в Москве, инициированные так называемой «несистемной оппозицией». «Бузотёры» обвинили власть едва ли не во всех мыслимых грехах. Но главными стали претензии относительно якобы имевшей место фальсификации итогов выборов в Государственную Думу в 2011 году. Заодно в вину власть предержащим поставили монополизацию политического пространства крупнейшими игроками – «Единой Россией», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой Россией» – вкупе с невозможностью появления на политической арене новых сил.

Действовавшее на то время законодательство предъявляло достаточно жесткие требования к создателям политических партий. Чтобы зарегистрироваться в Минюсте, новоявленные политики должны были объединить под своими знаменами не менее 50 тысяч человек и создать свои региональные представительства не менее, чем в половине субъектов Российской Федерации. Это было не под силу практически никому из желавших заявить собственную особую политическую позицию. Чтобы как-то успокоить общество, Кремль был вынужден пойти на определенные уступки. Одной из них и стала либерализация требований к партийному строительству. В законодательство оперативно внесли необходимые коррективы, согласно которым для создания политической партии оказалось достаточно всего пятисот человек.

После этого общественно-политические объединения стали множиться, как грибы после дождя. В стране было создано порядка сотни политических партий самого разного толка. Но ненадолго. Потому, что одним из критериев их дееспособности закон определяет участие в выборах различного уровня – от муниципальных до федеральных. Для этого требуются ресурсы. Человеческие, организационные, материально-финансовые. И самый главный – поддержка избирателей. А вот с этим у многих новоявленных политических игроков возникли проблемы, причем несовместимые с жизнью. Поэтому неудивительно, что к декабрю 2020 года в России осталось всего 39 официально зарегистрированных политических партий. Самые крупные из них по численности рядов и представительству во власти – «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». С некоторой натяжкой к ним можно отнести и медленно угасающее «Яблоко». Остальной политбомонд, в силу небольшой численности и практически отсутствующего влияния на общественно-политические процессы в стране и регионах, принято относить к разряду так называемых «малых партий».

По мнению политолога Павла Наливайко, либерализация в партийном сегменте политического поля не привела к его серьезным качественным изменениям.

«По сути, смягчение условий для создания политических партий послужило питательной средой для появления их симулякров, имитации. Вместо общественно-политических объединений, работающих в интересах разных групп граждан, появились некие политические организации, занятые решением вопросов их создателей. Несколько прошедших с тех пор электоральных циклов федерального и регионального уровня это лишь подтвердили: практически ни одна из «малых партий» не смогла добиться сколько-нибудь значимых успехов на выборах», – отмечает эксперт.

Бумага все стерпит

Приморье в этом плане ничем не отличается от России в целом. По данным Главного управления министерства юстиции РФ по Приморскому краю, на 23 декабря 2020 года в регионе зарегистрировано 31 региональное отделение политических партий. И даже поверхностное изучение этого списка, хотя и вызывает порой улыбку, в целом наводит на невеселые размышления. Например, о скудности, а порой и отсутствии собственного идейного багажа у таких «политиков», не говоря об их беспомощности воплотить в жизнь то, чего, на самом деле, практически нет.

Ведь только коммунистическую идею пытаются эксплуатировать сразу три партии. Это, собственно, КПРФ, созданная масоном Андреем Богдановым «Коммунистическая партия социальной справедливости» (КПСС), и Коммунистическая партия «Коммунисты России». Аналогичная картина наблюдается и в «зеленой» части политического спектра, где за симпатии избирателей, неравнодушных к экологическому благополучию, соперничают партии «Зеленая альтернатива» и «Российская экологическая партия «Зеленые».

Никак не получается стать полноценными игроками в региональной политике и у тех, кто пытается аппелировать к гражданскому обществу. А это сразу три партии – «Гражданская платформа», «Гражданская сила» и «Гражданская сила». И совсем неважно обстоят дела у тех политических сил, что ставят во главу угла понятие «демократия». Стараниями западных «партнеров» России оно сегодня настолько дискредитировано и размыто, что многими воспринимается едва ли не как ругательство. И это печально отражается на политических и электоральных перспективах приморских региональных отделений «Демократической партии России» и «Партии прямой демократии».

«Есть и более экзотичные политические изыски. К примеру, было бы интересно узнать, чем занимается региональное отделение партии «Добрых дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров». Согласитесь, название обязывающее. Но ни кандидатов от этой структуры, ни даже ее названия в избирательных бюллетенях как-то не наблюдается. Значит ли это, что никто не занимается защитой поименованных в названии партии категорий граждан и ценностей? Разумеется, нет. Это означает лишь то, что у создателей этого общественного объединения, как и у его представителей на местах, кроме названия с претензией на пафос нет ничего, что могло бы заинтересовать избирателей», – говорит политконсультант Андрей Кудисов.

По мнению его коллеги Павла Наливайко, в похожем положении находится и региональное отделение политической партии «Национальный курс».

«Что это за курс, куда он ведет и допускает ли движение галсами, учитывая политические ветры и течения, – неизвестно. Ибо никакой заметной информационно-разъяснительной работы с гражданами в Приморье эта партия не ведет. И это «ахиллесова пята» практически всех общественно-политических объединений, возникших на волне либерализации 2012 года. Кроме того, партийная система в целом сегодня находится в кризисе, она теряет доверие и поддержку избирателей. Поэтому говорить о каких-то электоральных перспективах политических карликов на предстоящих в нынешнем году федеральных и региональных выборах просто не приходится», – говорит политолог.

Бизнес на политике или политика бизнеса?

Отдельно стоит упомянуть партии, созданные для продвижения и защиты интересов предпринимателей разного калибра. В Приморье зарегистрированы сразу три региональных отделения подобных структур. Это «Партия роста», «Партия дела» и «Партия малого бизнеса России». Подчеркнем, речь именно о партиях, а не о самих предпринимателях. И вот почему.

Когда на одной доске оказываются политика и бизнес, невольно вспоминаются бессмертные творения Ильфа и Петрова. Хотя бы потому, что в них точно отражена суть «деловых» взаимоотношений: «Вы не знаете Паниковского! Паниковский вас продаст, купит, и снова продаст!». Сколько с тех пор прошло времени, а ничего не изменилось. И есть подозрения, что не изменится никогда: такие уж они по своей природе, «деловые люди», чей Бог – прибыль. Поэтому заниматься тем, что ее не приносит, им быстро становится неинтересно.

Например, сейчас наверняка мало кто вспомнит о «Партии дела». А ведь несколько лет назад ее название слышалось едва ли не из каждого утюга. Просто потому, что под ее флагами пытались стать депутатами Законодательного Собрания Приморья известные в регионе люди. Однако отношения с избирателями не задались, и депутатских мандатов «деловым» не досталось. А как же «Партия дела»? Да никак. Видимо, дел у нее много. Возможно, прибыльных. Которые к Приморью не имеют отношения. Во всяком случае, в наших дальневосточных краях о них ничего не слышно.

Схожая ситуация и с региональным отделением «Партии роста», руководство которым монополизировали выходцы из одной компании. Но здесь есть нюансы. Первый – это амбиции ее федерального лидера, который сподобился даже на участие в выборах главы государства. Правда, из этого получился тихий «пшик», запомнившийся разве что повисающим в воздухе агитвопросом «А что Титов?». Но за счет этого название партии прозвучало на всю страну. Второй нюанс в том, что на этой волне в Приморье некоторые из «ростовцев» умудрились просочиться в органы власти. Но что они там были, что нет – результат нулевой, точнее, отрицательный. Прежде всего, для бизнеса, интересы которого они, по идее, должны были продвигать. Но не смогли. Или не захотели.

А причина проста. Принцип «купи-продай» в государственном и муниципальном управлении не работает. Это куда более сложная система, в центре которой интересы государства и его граждан, а не отдельных выгодоприобретателей, как в бизнес-среде. И устойчивость этой системы к внешним, да и внутренним воздействиям, призванным упростить ее до банальной торговли, многим не нравится. Возможно, именно этим объясняется плавный дрейф приморских представителей «Партии роста» в сторону так называемой «несистемной оппозиции». Вдруг, да получится ненужное порушить чужими руками, а своими – создать неиссякаемый источник прибыли? Но тут в силу вступает третий нюанс, о котором часто забывают коммерсанты, мнящие себя политиками. Источником власти в России по Конституции является народ. И он не глуп, как бы кому ни хотелось иного. Люди прекрасно видят и понимают, кому можно власть доверить, а кому – нет.

Вместо эпилога

С такой трактовкой согласился и политконсультант Андрей Кудисов, отвечая на вопрос – могут ли «малые партии» стать большими, и что им для этого нужно.

«Чтобы «малая партия» могла стать большой, системообразующей, она должна предложить гражданам некую идею, способную захватить умы, объединить ради ее воплощения в жизнь большое число людей и подконтрольных им разноплановых ресурсов. В партии должны быть яркие, харизматичные лидеры, умеющие говорить на одном языке с любой аудиторией. Наконец, сама идея должна быть проста, ясна для понимания и привлекательна, что для академика, что для разнорабочего. Если хотите, она должна обладать потенциалом для того, чтобы стать верой. Но пока таких идей на горизонте не видно. Наше современное общество пребывает в глубоком идеологическом кризисе. И это плохая новость что для больших, что для малых политических партий. Для них одинаково высок риск исчезнуть. Просто с одними это случится раньше, с другими – позже», – считает эксперт.

#Аналитика #Власть #Партия
Подпишитесь