Журналисты «Восток-Медиа» решили выяснить, в каких районах края чаще всего применяется «народная статья», и какие сроки получают любители «сладко дунуть».
Упрямая статистика
Наиболее полную статистику ежегодно публикует краевое управление МВД в «Докладе о наркоситуации в Приморском крае». Согласно этому документу, за 2020 год было изъято 1151 килограммов наркотиков. Из всей этой тонны веществ - 1073 килограмма – конопля, 9 килограммов – опиаты, 55,9 килограммов – синтетика. За год у приморских наркопотребителей изъяли 7,6 килограммов героина.
Получается, что доля потребления конопли в Приморье составляет 93,2 % от всех потребляемых наркотиков. В 2019 году «травка» занимала 98,6 % в числе всех изъятых наркотиков. Правоохранители отмечают в своем докладе, что наибольшее количество наркопреступлений совершается в муниципалитетах с большим количеством лесных массивов, где растет дикая конопля или же есть места для ее «скрытой» культивации.
Еще один важный момент – только за один год полицейские раскрыли 32336 преступлений, связанных с оборотом наркотиков. Это около 20 % всех совершенных в регионе правонарушений.
В каких районах края ситуация тяжелее всего
Согласно отчету полиции, тяжелее всего ситуация с наркотиками обстоит в Дальнереченском и Кировском районах. Антилидер практически по всем позициям - Пограничный район. У него худшие показатели, даже если брать в расчет все городские округа. Кстати о городах – напряженная ситуация с наркотиками сохраняется в Находке, Дальнегорске, Спасске-Дальнем и столице Дальнего Востока – Владивостоке.
Если смотреть по районам, то 45 % из всех преступников Хоролького района были осуждены по наркостатьям, чуть меньше в Ханкайском районе – 39 %. Любопытно, что количество осужденных за наркотические преступления по отношению к другим правонарушителям разнится и достигает пиковых значений на севере региона.
Владивосток и его наркотики
Ленинский район – 43 приговора по 228 статье за год. В основном все нарушителям проходили по первой части статьи. Из двух доступных для ознакомления дел известно, что обвиняемые в совершении преступления наркотики нашли на улице, и затем были задержаны полицейским патрулем. Оба нарушителя отделались условным наказанием. За год в Ленинском районе только один человек был осужден по пятой части за сбыт или хранение особо крупного количества наркотиков. Срок за такое преступление серьезный – от пятнадцати до двадцати лет лишения свободы.
Фрунзенский район – 26 осужденных по «народной статье». Ситуация такая же как и в Ленинском районе, большинство проходят по первой части, но в отдельных случаях фигурирует вторая или даже третья. Один из жителей района поднял на улице 14 закладок и был задержан сотрудниками полиции. Суд приговорил его к 3 годам и шести месяцам лишения свободы условно с пятилетним испытательным сроком.
В Первореченском районе в 2020 году осудили 61 преступника, связанного с оборотом наркотических веществ. Вторая и третья части статьи встречаются по одному разу.
Советский район – 84 человека. Четвертая часть статьи встречается не менее пяти раз. Один человек был осужден по пятой части. Одно дело тянется с 2009 года: подозреваемый в крупном сбыте наркотиков, гражданин Таджикистана, «исчез», и теперь никто не может его отыскать. Дело было возвращено прокурору. Кроме того, как минимум трижды за год были осуждены наркоторговцы, которые передавали товар из рук в руки.
Первомайский суд вынес приговоры по делам 32 наркопреступников. Стоит отметить, что город накладывает свой отпечаток – в отличие от «провинции» наркопотребители Владивостока попадаются в основном с синтетическими наркотиками, вес которых в редких случаях превышает один грамм. Отчасти из-за этого большая часть доступных приговоров закачивается осуждением преступников к условным срокам.
Кроме того получается, что самым криминогенным в сфере наркотиков является Советский район. Это может быть связано с двумя факторами – это самый большой район города и он включает в себя весь пригород, который исторически несколько более криминогенен, чем остальные районы.
Преступление и наказание
Дела по «народной» статье чаще всего выглядят одинаково, меняются только фамилии людей и вещества. Статистические данные приморских полицейских говорят, что преступления, связанные с хранением наркотиков, – половина всех дел. Еще 45 % - сбыт. Практически во всех судебных документах, касающихся хранения наркотиков, говорится о том, что преступление совершается по одному и тому же сценарию.
Как правило, житель Приморья «находит» сверток с веществом, идентифицирует его как наркотик, забирает его. А далее попадется на глаза сотрудникам полиции. Бдительные силовики выясняют, что у человека есть запрещенные вещества, задерживают его и доставляют в участок. Дальше происходят следственные действия и суд, после которого гражданин, как правило, остается на свободе, но под чутким государственным надзором на ближайшие несколько лет.
За чужие грехи
В последние годы довольно часто появляется информация о том, что периодически наркотики подбрасывают подследственным . И вот тут судимость в личном деле появляется довольно быстро. Несколько дней назад реальные сроки заключения получили сотрудники полиции, которые подкинули наркотики журналисту Голунову. Месяц назад в Приморском крае завели дело против полицейских из Находки, которые в 2016 году незаконно задержали мужчину и заставили его дать ложные показания о незаконном обороте наркотиков.
Лидер движения «АнтиДилер» и член Общественной палаты Дмитрий Носов еще в прошлом году предлагал ввести для сотрудников полиции, у которых будут обнаружены наркотики тройную уголовную ответственность. Кроме того он предлагал развить ситуацию таким образом, чтобы россияне отправлялись в тюрьму не за сам факт нахождения наркотиков, а только после досконального следствия.
Однако, учитывая масштабы проблемы, ожидать досконального следствия по всем 32 336 дел, было бы слишком наивным. Федеральные эксперты говорят, что в данный момент российские правоохранители заняты борьбой со следствием вместо причины. А причина – теневой интернет, с тысячами магазинов, продолжает работать, как ни в чем не бывало.