— Театром вы руководите четвертый год и вместе с ним вступаете в юбилейный сезон и 13 июня отмечаете 75-летие… Если бы я попросила вас назвать главное, что сделано за четыре года…
— Полноценное открытие малой сцены. Это раз. Второе — фестиваль «Метадрама», который появился в театре в тот год, когда я стал директором. Третье — участие театра в международном фестивале «Золотой Витязь» и золотой диплом за лучший спектакль для молодежи «Алые паруса». Это вообще, на мой взгляд, один из лучших спектаклей в репертуаре. Напомню, режиссер — Лидия Василенко, художественный руководитель нашего театра.
Он был посвящен Владивостоку и премьера состоялась накануне Дня города.
— А ремонт?
— Это было сделано за счет собственных средств, за счет того, что заработал театр. Здание театра к моменту моего прихода на должность было в далеко не очень хорошем состоянии, и нужно было с чего-то начинать и приводить в порядок.
Что смогли сами сделать — то сделали в первый год, в частности — привели в порядок фойе театра, сделали совсем иной дизайн, отказались от кричащих красок…
А затем уже и власть имущие — администрация Приморья, в частности — увидела, что мы можем и хотим что-то менять к лучшему, и нам стали оказывать поддержку. Всегда, когда заметно, что люди готовы сделать нечто серьезное, такое дело получает поддержку.
Я как руководитель поступаю так же. Если вижу стремление работать, вижу хороший проект, то всегда его поддержу. Вот, например, «Метадрама». Первый фестиваль, созданный Викторией Костюкевич и нашим зрительским отделом, по сути был еще пристрелочным, но уже было очевидно, что проект, как говорится, зашел, что он интересен публике. Поэтому мы его поддержали.
Кстати, нам было совсем непросто. В тот год, когда была первая «Метадрама», перед руководством театра стояло несколько задач: и фестиваль провести, и ремонт фойе и на малой сцене сделать, и людей в отпуск отправить, как положено, со всеми выплатами. Мы со всем справились! Это было непросто, на ремонт фойе был всего месяц.
Малую сцену мы изрядно преобразили: купили стулья-трансформеры, сделали современное освещение профессиональное, сделали роспись — портрет Станиславского, выполненную художником Игорем Копыловым.
Что еще для меня очень важно — что сегодня в театре сложился профессиональный, дружный, сплоченный коллектив. Что абсолютно разные по духу и мастерству режиссеры приезжают к нам ставить спектакли, что молодая кровь вливается в жилы театра.
— Игорь Леонидович, сложной ли была работа по реформированию театра — ведь вы и спектакли убирали из репертуара, и коллектив частично меняли?
— Я посмотрел весь репертуар, когда пришел на работу в театр. И да, многие спектакли в итоги были сняты. И да, это было непросто.
Были списаны спектакли, к которым некоторые артисты испытывали теплые чувства. Но в силу того, что эти постановки уже изжили себя, что сегодня они не востребованы зрителями, иначе было нельзя. Потому что-либо мы обновляем репертуар и театр молодежи идет в ногу с веком, либо плетемся в хвосте.
Но скажу, кстати, что тот же спектакль «Бабий бунт», который уже очень, очень давно идет на сцене театра, по сей день пользуется популярностью у зрителей и остается в репертуаре. Возможно, мы его обновим немного, сделаем вводы — но любовь зрителей дала ему возможность долго жить.
— Замечу, что в течение этих четырех лет у вас в труппе каждый год появлялись молодые актеры — и оставались, что показательно…
— Да. Для этого мы постарались создать актерам нормальные условия для работы, чтобы они с удовольствием шли в театр, ведь по сути это наш второй дом. И не только артистам, но и любому работнику.
Важно отметить еще и то, что наши заслуженные артисты — Александр Волосянко, Галина Копылова, Екатерина Серебрянская – по-прежнему молоды душой, отлично сотрудничают с молодыми коллегами. Еще и фору им дадут. И это прекрасно.
— Пришлось ли вам пересматривать политику работы со зрителем? Например, я знаю, что вы перестали работать с распространителями билетов…
— Да. Потому что был проведен анализ, мониторинг и он показал, что эта работа по сути без отдачи. Поэтому мы укомплектовали зрительский отдел профессионалами, которые работают современно, интересно. И знаете что? К нам стали приезжать автобусами из края! Организованно! Вот как-то на одном из первых спектаклей «Алые паруса» ко мне подошли люди, сказали, что целым предприятием они приехали из Уссурийска. А вот совсем недавно на «Волшебнике Изумрудного города» было более ста человек из Спасска-Дальнего, Надеждинского района…
— Юбилейный сезон у вас начинается с 13 июня…
— Да, нас ждут новые постановки, новые проекты, новые лица — с труппой будут работать новые режиссеры.
После «Метадрамы» мы приступаем к постановке спектакля по мотивам «Синей птицы» Метерлинка. Пьесу написала Ольга Потапова специально для нашего театра. Она совмещает события «Синей птицы» с историей театра молодежи, начиная с 1946 года… Режиссер — Виталий Дьяченко. Премьера — в сентябре, когда будет открытие сезона.
В первых числах июля в город прилетает режиссер Александр Огарев и начинает работу над спектаклем «Лес» по пьесе Островского. Премьера — в ноябре.
Затем традиционно — новогодние постановки. Вот такие планы до конца года.
— За последние несколько лет в театре прошли тренинги для артистов — от Сергея Щедрина, Александра Дзюбы. Эта практика будет продолжена?
— Конечно! И в первую очередь я думаю привлечь специалистов по сценической речи. Есть такая проблема, к сожалению, мы ее осознаем и намерены с нею бороться.
— И вопрос, без которого не обойтись. Много лет подряд в театре звучали разговоры о том, что зданию не просто необходим капитальный ремонт, а надо сносить и строить заново…
— Да, было такое. И на этом фоне вопрос текущего ремонта как бы забывался. Я подошел к этому вопросу с другой позиции. Нельзя жить с мыслью «и так сойдет, а вот потом». Поэтому мы отремонтировали фойе, лестницу, туалетные комнаты…
Кроме того, я изучил всю проблему досконально, посмотрел и крышу, и подвал, пригласил специалистов из компании, которая имеет право работать с такими зданиями, как наше, — а у нас памятник культурного наследия.
И выяснилось, что проблемы есть, но не критические. Здание сносить не надо, хотя ремонт необходим. Но в первую очередь зданию нужен хозяйский глаз! Именно поэтому день в театре я начинаю с обхода всех помещений. Чтобы треснувший кафель или грязь не ждали, а были заменены или убраны сразу.
Так вот, о капитальном ремонте. Была проведена экспертиза, сделана проектно-сметная документация, при поддержке министерства культуры Приморского края были выделены средства. И сейчас мы ждем на 2022–2023 год финансирование на проведение капитального ремонта без закрытия театра. Мы постараемся не нарушать графика жизни. С компанией-подрядчиком оговорили, что театр будет закрываться на четыре месяца с мая по август включительно в течение двух лет. Мы подыскиваем площадку, на которой могли бы работать в это время. Сносить театр, как пугали артистов, не будем. Все сделаем разумно и правильно.
Вообще мы никогда не живем только сегодняшним днем. Мы живем с мыслью о перспективе и думать, просчитывать наперед. Без этого нельзя.