Канадский драматург Бернард Слэйд дал свой ответ на эти вопросы в пьесе «Там же, тогда же…», а Николай Тимошенко, заслуженный артист России, выступил как режиссер одноименного спектакля (16+) на малой сцене Приморского академического театра имени Горького.
Кстати, много лет назад эта же пьеса шла на малой сцене театра в постановке Анатолия Бугреева — и публика обожала «Мой грех» (так назывался спектакль).
«Почему снова мы обратились к Слэйду? Все просто, — отвечает Николай Тимошенко. — Мы искали с Ефимом Семеновичем материал, хороший материал для малой сцены. А его не так просто найти. И когда вспомнили про пьесу Слэйда, решили, что да, стоит попробовать поставить ее — не так, как несколько десятков лет назад, а так, как видится сегодня…
И вот в процессе работы пьеса становилась все ближе и ближе, все интереснее для меня, и по содержанию, и по форме. И это правильно. Я считаю, что нельзя браться за работу, если материал тебе не нравится, если ты не чувствуешь, что он близок тебе».
Историю Дорис и Джорджа, познакомившихся в 1951 году и встречавшихся раз в год в течение 25 лет, Николай Тимошенко не стал ни осовременивать, перенося действие ближе к дню сегодняшнему, ни актуализировать, потому что тема пьесы, уверен режиссер, и так актуальна в любое время.
«Да, я снова обратился к пьесе о любви, — говорит Николай Тимошенко. — А разве не все искусство об этом? Любовь — как солнечный свет, который пронизывает все, она опора любого произведения искусства, только каждый раз по-разному. Выходя из зала, зритель после „Там же, тогда же…“ может думать о чем угодно — о дороге домой, об ужине… Главное, чтобы он в это же время понимал и ощущал, что на свете самое главное — любовь. Театр — это такой способ растормошить человека, сбить с него налет обыденности, напомнить — ты смотри, любовь есть, вспомни ее!».
В пьесе Бернарда Слэйда два героя, но в спектакле театра имени Горького занято шесть актеров: Марина Волкова, Сергей Коврижиных, Валентин Запорожец, Анна Чалая, Александра Аубекерова, Константин Суворин. Вот такой интересный режиссерский ход: одну и ту же пару в разные годы играют разные артисты. Вот молодые — и тридцати нет — Джордж и Дорис, вот они же спустя 10 лет, вот они же — спустя 20, 25… Меняется мода, костюмы, меняются внутренне герои — да и внешне, чего скрывать, люди за 25 лет порой меняются очень сильно. На этом режиссер сыграл, и ход оказался удачным.
«Скажу правду, не буду присваивать лавры, — улыбается Николай Тимошенко, — идея взять три пары артистов принадлежит Ефиму Звеняцкому. Поначалу мне это было необычно и странно, но уже в процессе я увидел множество плюсов у этой истории, ведь каждый актер вносит свое в спектакль.
Чтобы зритель понимал преемственность и отождествлял каждую пару с предыдущей, мы придумали несколько характерных жестов, например, которые подчеркивают, что это один и тот же человек, придумали привычки и так далее.
Кроме того, судьба героев последовательно прослеживается в каждом из трех эпизодов — от начала до финала. Поддерживаем мы эту преемственность и видеорядом — семейными фотографиями».
Бывает ли в жизни две любви — идущие параллельно? Ответ на этот вопрос зрители театра имени Горького будут искать вместе с создателями спектакля 19 и 20 июня. «Там же, тогда же…» станет финальной точкой в нынешнем сезоне. Нежной точкой, трогательной, полной и смеха, и слез. Как и вся жизнь…