У Романа Легкодухова большой опыт работы над постановками для детей — именно в театре кукол. Но коль уж статус сменился, то и спрос другой, верно?
Нет, не верно. На самом деле спектакли для юного зрителя — самое ответственное дело. Ведь они не просто развлекают детей, а воспитывают их. И потому неважно, есть у тебя диплом режиссера или нет, будь готов — поставил спектакль детский, спрос будет по высшему разряду…
Следует сказать, что и предыдущие постановки — «Курочка-Ряба» (6+), «Любопытный слоненок» (6+), «Три веселых гнома» (6+), «Сказка о рыбаке и рыбке» (6+) и другие — достойные, умные и добрые спектакли. Не изменил себе Роман Легкодухов и взявшись за историю Рики-Тики-Тави
За сказку Киплинга о юном мангусте — честном, храбром, верном друге и бесстрашном защитнике слабых — режиссер мечтал взяться уже давно. Однако все сложилось лишь тогда, когда он нашел пьесу московского драматурга Андрея Горбунова. И даже эта пьеса не так просто ложилась на язык театра кукол, ведь режиссер изначально хотел сделать так, чтобы внимание зрителя было направлено только на героев сказки, но никак не на актеров. Поэтому и была выбрана техника черного кабинета, причем классическая, когда артисты работают с длинными шестами, максимально скрываясь от зрительских глаз. И тогда кажется, что на сцене действительно сами по себе живут юный храбрец Рики, злобный Наг и коварная Нагайна, чувствительная трусливая Чучундра и другие персонажи…
Роман Легкодухов говорил о своей задаче: «По сути Рики кто? Мальчишка, пацаненок, который неожиданно слишком рано становится взрослым, слишком рано отвечает сам за себя. Помните, как в былые времена мальчики проходили обряд инициации? Достиг определенного возраста? Вот тебе нож, вот лес. Две недели выживай, становись мужчиной… Вот история Рики почти о том же.
Это история о том, как стать героем и что для этого нужно. Это я считаю очень важным и надеюсь, что до зрителя мы эту мысль донесем. И до юных зрителей, и до родителей. Детей надо отпускать, не надо бояться, что их ждут трудности. Просто будьте рядом и дайте вашему ребенку идти по жизни самому».
С поставленной задачей режиссер справился. Сразу же отметим, что от артистов театра кукол (а в постановке задействована почти вся труппа) спектакль потребовал напряжения всех сил. Играть в черных костюмах-балахонах, со скрытыми масками лицами, орудуя длинными шестами, и при этом не просто передвигать куклу по сцене, а создавать живые, яркие образы, — это очень, очень непросто. Но получилось у актеров — на отлично!
Юные — и не только — зрители — с первых минут спектакля буквально влюбляются в отважного Рики, сочувствуют ему и поддерживают, ведь герой спектакля переживает самое настоящее взросление. В самом начале он просто веселый и счастливый «мангустенок», живущий за спиной отца как за каменной стеной. Затем — наводнение, разлука, уроки выживания и обретения опыта… И вот в финале перед зрителем — не просто юный мангуст-мальчишка, а настоящий защитник, друг, герой, способный сразиться с врагом и одолеть его…
Отдельно хочется отметить работу художника Ольги Бикель. Ей удалось передать колорит, пряность Индии, в которой происходит действие пьесы. Мало того, вместе с режиссером художник не побоялась включить в постановку элементы театра теней (чтобы не вводить в спектакль кукол, изображающих людей, в дом которых попал Рики, Роман Легкодухов и Ольга Бикель придумали такое оригинальное решение), которые тоже были выдержаны в стилистике индийской и только добавили колорита спектаклю.
Столь же хороша в постановке музыка Олега Косарева. Песня Рики, например, очень запоминающаяся, можно быть уверенным, что по окончании спектакля юные зрители напевали ее, отправляясь вместе с мамами и папами по домам. Интересно, что год пандемии Олег Косарев провел в Индии, застряв в этой стране во время закрытия границ. Так что индийские мотивы в его музыкальном оформлении не навязчивы, но вполне ощутимы.
А главное достоинство спектакля «Рики-Тики-Тави», конечно, в его глубоком смысле. В рассказе о том, как надо дружить, почему нельзя сдаваться перед трудностями, находить решения даже в сложных ситуациях, не терять храбрости и сообразительности. У любой постановки в театре кукол — хочет того режиссер или нет — есть дидактическая, назидательная, если угодно, составляющая. Как с нею справиться, не дать ей верховодить в постановке и превратить занимательную сказку в унылую проповедь — должен знать и понимать режиссер. Если у него получается — значит, на его спектаклях юная публика получит то, что нужно. Урок доброты, любви, искренности. И великолепное зрелище одновременно. Роману Легкодухову это удалось. Как и всегда.
Любовь БЕРЧАНСКАЯ
Об авторе
Любовь Берчанская — филолог, журналист, более 15 лет освещающий культурные события во Владивостоке и Приморье, член жюри региональной театральной премии имени народного артиста СССР Андрея Присяжнюка, трижды лауреат федеральной премии «Искусный глагол» для журналистов, пишущих о культуре и искусстве.
Работает в «ВостокМедиа», ее материалы печатались также в газете «Владивосток», в «Музыкальном журнале» (Санкт-Петербург), журнале «Страстной бульвар», журнале «Окно в АТР», в «Российской газете» и других изданиях.