Инвестиции в недвижимость далеко не всем по карману, инвалюте былого доверия нет — курсы долларов и евро то падают, то стремительно взлетают. Игре на бирже — покупать-продавать ценные бумаги, — не всякий готов обучаться, чтобы снизить риск потерять свои кровные. Скупать запасы гречки и туалетной бумаги, как это было в начале пандемии, также, как показывает практика, не выход.
«Тихой гаванью» в разгар кризиса могли бы стать ювелирные изделия. Как волны новой коронавирусной инфекции сказались на спросе на украшения — не потеряли ли во время засилья гаджетов и космических технологий статус «вечных ценностей» золото и «лучшие друзья девушек»? И что сегодня украшения — атрибуты роскошной жизни, ежедневные аксессуары или посильный для граждан с невысокими доходами способ сохранить и диверсифицировать свой капитал, разбирался корреспондент «Восток-Медиа».
Драгметаллы ушли в космос
Эксперты отмечают, что само золото невероятно подорожало за последние годы. Этот драгметалл в современном мире оказался крайне востребованным, и не только в качестве поделочного материала у ювелиров. Растёт спрос на электронику, а золото, как и серебро, и платина используются в полупроводниках, которые применяются в самых разных изделиях — от смартфонов и компьютеров до роботов и медицинских аппаратов. На втором месте по объёму потребления золота — космическая индустрия, и только потом — ювелиры. Золото биржевой товар, поэтому рост спроса провоцирует и рост цен на него.
— За время пандемии заметно подорожали изделия формата масс-маркет. Если раньше мы брали у поставщика золотые кольца, серьги, браслеты и цепочки, в среднем, до трёх тысяч рублей за грамм веса изделия, то теперь закупочная цена в пределах четыре-пять тысяч рублей за грамм. Причём наши поставщики — только российские заводы. Логично предположить, что они используют, в основном, отечественное сырье и повышение курса доллара на их продукции не должно, по идее, сильно отражаться. И подорожание изделий, и стремление людей в начале пандемии запастись необходимыми товарами, потратить деньги на что-то более необходимое в быту и для здоровья, снизило интерес к драгоценностям, покупателей стало меньше в разы, — говорит Светлана, продавец ювелирного магазина, расположенного в одном из торговых центров Владивостока.
Кроме того, в начале пандемии, когда был объявлен локдаун, промтоварные магазины, в том числе ювелирные, были закрыты. Всё это вкупе привело к тому, что некоторые ювелирные салоны в Приморье так и не открылись после карантина, а некоторые были вынуждены снизить ассортимент, не имея возможности обновлять его, что также чревато потерей клиентов.
— Скудные коллекции сразу же отваживают покупателей. Большинство из них женщины, а они предпочитают выбирать, и надо, чтобы было из чего. Ведь как бывает: приходит дама за колечком, уходит с новой цепочкой и подвеской, — поясняет Светлана.
Замена отпуску на морях
В премиальном сегменте «золотого» рынка украшений вопрос цены не так критичен. Клиенты, ранее покупающие кольцо за 200 тысяч рублей, не стали и в сейчас отказываться от подорожавших почти на треть украшений.
— В физическом объёме продажи в нашем салоне упали на 30 процентов, но в рублёвом даже возросли, поскольку и само золото подорожало, и клиенты переключились на более дорогие изделия. В том числе и потому, что действует запрет на выезд. Граждане компенсируют невозможность отдыха за границей покупкой драгоценностей, чтобы поднять себе настроение, порадовать украшением взамен отсутствия приятных впечатлений и эмоций от путешествий, — говорит Марат, заместитель директора компании «Русский мир».
Салон специализируется на изделиях премиум-класса российских производителей. Есть и импортные украшения, но их доля в ассортименте не более 10 процентов. По словам Марата, во Владивостоке «золотая» розница действительно поредела за последние два года примерно на 20 процентов. То есть, каждый пятый магазин, причём большинство из закрывшихся были расположены в центре города, вдоль туристских маршрутов.
— Закрываются те, которые специализировались на ассортименте для туристов из Китая, приезжающих в Приморье в составе организованных групп. Автобусы привозили путешественников из сопредельного государства в магазины, в которых, как правило, были чрезмерно завышенные цены, не сопоставимые с рынком, в ассортименте много янтаря и «красного» золота невысокого качества. Местные жители обходят такие магазины стороной, — уверяет эксперт.
Дорогое сырьё оставит без работы
Владелец ювелирной мастерской во Владивостоке Антон также отметил, что количество индивидуальных заказов на изготовление изделий из золота уменьшилось практически в два раза.
— Даже на ремонт стали меньше приносить украшений, занятость снизилась раза в три, поэтому некоторые уже отказываются от аренды помещений под мастерские. Кто-то вообще закрывает своё предприятие, и ищет работу в другой сфере, — говорит Антон.
Президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин подтвердил: стоимость материалов — сырья, то есть золота и драгоценных камней, увеличилась за последнее время на 50%.
— Ещё есть одна неприятная тенденция: например, в 2017-м году в отрасли работало 18300 малых предприятий. А в этом году там работают 12200 — на шесть тысяч с лишним сокращение произошло, — комментирует Сергей Катырин.
Ушли в серебро
Кризис изменил и предпочтения приморцев: те, кто ранее с трудом мог себе позволить украшения из золота, сейчас и вовсе от него отказались, перейдя на серебро. Его выбор в салонах не меньше, чем изделий из золота.
— Серебро стало одним из самых продаваемых драгметалов. Изделий из него в штуках покупают значительно больше, чем из золота, — говорит Светлана. — Покупают кольца, серьги, цепочки и браслеты. На подарки хорошо берут иконки, ложки. В среднем одно изделие из серебра обходится от двух до десяти тысяч рублей. Из золота — 25 тысяч.
Эксперт из премиального сегмента отмечает, что сейчас в тренде объёмные формы, крупные изделия и цветные натуральные камни.
— За время пандемии приморцы захотели любоваться более нарядными вещами. Берут более массивные украшения, даже вызывающие, явно напоказ. Раньше покупали больше скромные кольца, серьги и кулоны — для работы, чтобы не выделяться, а теперь простота не в фаворе. Люди уходят в более дизайнерские вещи, — говорит Марат.
Он уверяет, что мужчины все же более консервативны: спрашивают изделия с белыми камнями — на подарок к юбилею, памятной дате или в качестве «извинения». Женщины, когда себе покупают украшение, бриллианты рассматривают гораздо реже. Предпочитают разноцветные, более яркие камни.
Больше, тяжелее и ярче
Светлана соглашается с коллегой в том, что в дизайне предпочтения поменялись: помимо бриллиантов, всё чаще спрашивают изделия с цветовой палитрой — полудрагоценными камнями, такими, как танзаниты, цавориты, турмалины, агаты, шпинели. И всё больше предпочитают массивные изделия, пустотелые не хотят.
— Сейчас уже не удивляюсь, когда приходит девушка и просит кольцо или цепочку потяжелее. Объясняет тем, что получила зарплату и, чтобы деньги не растратить на всякие мелочи, решила купить украшение из драгметалла. Дескать и красота налицо, и своего рода «закрома» — когда придётся туго, украшение можно заложить. Вот такое практичное поколение растёт, — делится Светлана.
И этот тренд, когда украшение из драгметалла становится ещё и инвестицией, продолжится, считают эксперты. Скорее всего, вместо скромного колечка и пары серёжек, покупатели попросят одно, но потяжелее. Так что в штуках объёмы продаж вряд ли сильно возрастут. По крайней мере, до тех пор, пока не откроют границы и в Приморье не хлынут туристы из КНР.