Как истинный удэгеец…
— Точнее, — улыбается Владимир Иванович, — у меня в 2021-м сразу четыре юбилея. 60-летие со дня рождения, 50-летие с момента начала занятий музыкой, 40-летие со дня написания первой песни, 30-летие со дня проведения первого авторского концерта… Вот так сошлось.
— И насколько я знаю, должен был состояться большой, можно сказать, феноменальный концерт?
— Изначально предполагалось, что это будет большой творческий вечер, в котором примут участие 12 хоров не только из Приморского края, но даже из других регионов ДФО… И они хотели, и готовы были приехать. Ещё весной эти коллективы разработали программу, учили произведения, но…
Но пандемия вносит свои коррективы. Было решено немного уменьшить состав участников. В творческой встрече примет участие хор колледжа, два хора детской музыкальной школы при колледже, будут солисты из Находки, из ансамбля «Камертон»…
— Что же будет в программе?
— Вести её я буду сам. Мне не хочется быть эдаким «юбилейным генералом», сидеть на своём празднике и надувать щёки, слушая, как меня хвалят. Такое я не люблю. Пусть будет общение, музыка, видеопоздравления…
— И разумеется, будет звучать ваша музыка, ваши песни?
— Да. Причём произведения повторяться не будут.
— Сколько у вас уже издано сборников песен, дисков и так далее?
— Если говорить об официально изданных сборниках, то их уже восемь, в том числе часть из них выходила в издательстве Дальневосточного университета, один — в Санкт-Петербурге, еще один — в Москве. Несколько сборников я издавал самостоятельно.
Кстати, в этом году издательство московское обратилось ко мне с просьбой сделать второе издание сборника песен и хоров — и вскоре он увидит свет. В Петербурге также вышел сборник «Осенняя акварель» — для ансамблей скрипачей в сопровождении фортепиано.
— Насколько я знаю, такая музыка очень востребована…
— Да. Недавно встречался с коллегами, преподавателями музыкальной школы, сыграл им ноктюрн «Воспоминание», они тут же спрашивают — а где взять ноты? И руководители детских хоров говорят, что вроде бы песен для детей много, а таких, чтобы детям нравилось и они с удовольствием учили, чтобы стихи были со смыслом и мелодия ясная — не так уж много…
— Кроме того, у вас немало написано музыки для спектаклей в театрах Приморского края… Вот и на днях вы стали лауреатом премии имени Андрея Присяжнюка за музыку к спектаклю Приморского театра кукол «Курочка-ряба»…
— Да, более 30 спектаклей у меня было. Театр ТОФ, театр кукол, театр молодёжи, Уссурийский театр имени Комиссаржевской…
Некоторые постановки вспоминаю с большой нежностью. Например, спектакль «Всё будет хорошо» в театре молодёжи, поставленный Галиной Копыловой, был в репертуаре более 10 лет. Добрый, умный, весёлый, с такими чудесными костюмами…
— Вы прислушиваетесь к желанию режиссёра по музыкальному оформлению спектакля?
— Всегда. Ведь он держит в голове целостную картину. Конечно, я предлагаю свои идеи, как правило, мы находим общий язык. Вот «Курочка-ряба» была очень удачным опытом в этом смысле, Роман Легкодухов прекрасный режиссёр и точно знает, чего хочет. Он сказал — хочется музыки в народном стиле. Нам даже удалось записать для спектакля соло балалайки. Это дорогого стоит.
Иногда бывает очень непросто, например, так вышло со спектаклем «Лесная сказка» (6+) в театре имени Комиссаржевской. Там сменилось три режиссёра, а в итоге потребовалась музыка с элементами фольклора удэге… Я, помню, пошутил: «Ну что ж, как коренной удэгеец, попробую…».
Это была сложная работа. Но… Но зато она была оценена: музыка к спектаклю получила золотой диплом на фестивале «Золотой Витязь» в 2018 году.
От Крыма до Чукотки
— Какие ваши произведения самые востребованные, какие песни ваши поют по всей стране?
— Одна из самых исполняемых — «Птица-музыка» на стихи Михаила Пляцковского, написана была в начале 1991 года. И по сей день её очень любят в музыкальных школах.
Вторая — «В мире музыки живём» на стихи Савелия Уриха. Частенько ею завершают концерты детских хоров. Её поют и вокальные группы, и даже солисты…
Очень часто хоры исполняют «Stabat mater», мой вариант «Скорбящей матери»…
Из инструментальной музыки, насколько можно судить по роликам в том же Ютубе, очень популярен «Хасанский вальс», написанный для одноименного фильма. Это произведение исполнил московский ансамбль «Камертон», и с лёгкой руки его руководителя Ольги Морозовой вальс буквально полетел по миру.
— Вы не только композитор, вы педагог, выпустивший в большую жизнь не один десяток юных музыкантов…
— Да. 34 года я работаю в колледже… И очень горжусь тем фактом, что многие ребята, даже если они не связали свою жизнь с профессиональным исполнением музыки, всё равно не бросают её. Например, Наташа Дунаевская давно живёт в США и занимается компьютерами, не музыкой. Но при этом постоянно для себя, для души играет…
Я понимаю, что не всем быть музыкантами, но… Одна из моих студенток, Светлана Скорбогатова, в своё время стала «Красой Приморья» и связала жизнь с модельным бизнесом. Сейчас она живёт в Киеве и написала мне, что хочет возобновить занятия вокалом. Попросила помочь найти педагога. А в Одессе у меня живёт знакомый хормейстер. В итоге я их свёл, вот чудеса, правда?
Две моих выпускницы — директора школ искусств. Юлия Пономарёва в Покровке, Олеся Процюк в Вольно-Надеждинском. Мои выпускники поют в хоре Приморской сцены Мариинского театра, Илья Астафуров учился у меня аранжировке, а сегодня он один из солистов нашей Мариинки.
А самая большая моя гордость — выпускник этого года Александр Тарасенко, который поступил в Московскую консерваторию, сдав специальность на 100 баллов (как же мне было приятно это узнать!). В свое время по окончании музыкального училища я собирался лететь в столицу, в консерваторию… И меня мои же педагоги отговорили, разубедили… За сутки до отлёта я сдал тогда билет… Нет, я не жалею, просто приятно, что мой ученик сумел сделать такой шаг. Когда он советовался со мной по поводу поступления, мы говорили и о других консерваториях — в Петрозаводске, Саратове и так далее. Но я ему сказал: Саша, пробуй. Ты молодой, не получится — попробуешь ещё. И вот от поступил. Учится, общается с такими мэтрами, как Юрий Башмет…
— Писать музыку для детей, для детских хоров и музыкальных школ сложнее или легче, чем, например, произведения для оркестра?
— Музыка для детей должна быть понятнее, прозрачнее, доступнее, что ли… Вспомните Шаинского, Пахмутову, Крылатова… Музыка для детей должна легко запоминаться, ложиться на слух, её легко подхватить… Здесь нет места примитиву, но и усложнять ничего не требуется. Словом, писать для детей нужно лучше, чем для взрослых, ведь ребенок не станет хвалить из вежливости или из подобострастия…
Вы же знаете, я много лет работал в школе № 7 учителем музыки. И вот свои песни для детей всегда с большим трепетом показывал ученикам. Потому что понимал, что если им не понравится, они не станут скрывать. Дети говорят, что думают. И писать для них — большая ответственность.
Пять лет назад у меня был концерт в Москве в Доме композиторов. Зал битком, на сцене — несколько хоров, ансамбль скрипачей… После концерта заместитель директора Дома композиторов сказала мне множество добрых слов, от души. И это было очень приятно, что ко мне, приморскому композитору, на концерт в Москве пришло столько людей…
— Как вы находите стихи для своих песен?
— Это непросто, здесь я очень требователен. В основном работаю со стихами поэтов советского и позднего советского периода — Михаил Пляцковский, Владимир Орлов. Иногда нахожу в старых журналах хорошие стихи… Так, однажды нашёл в таком довольно потрёпанном журнале стихи Михаила Садовского и написал «Колыбельную». Вскоре получил письмо от поэта, мы стали общаться. И решили создать вместе вокальный цикл «Времена года» — и выполнили эту задачу. Михаил Рафаилович подобрал стихи к каждому месяцу года, а я — такую задачу себе поставил — неспешно писал музыку. Ровно год. В январе — про январь, и так далее. Цикл получился удачный, интересный, его тоже часто исполняют. Премьера состоялась в Москве, цикл исполнил детский хор под руководством Михаила Славкина.
Хочу сказать, что среди авторов стихов в моих песнях есть и приморцы! Это Светлана Плахутина, удивительно талантливый автор! У нас написано множество совместных произведений.
Или мой соавтор Ольга Журавлёва из Татарстана, с которой нас свела постановка спектакля по её пьесе в Приморском театре кукол. Я писал музыку, и мне так понравились искренние, простые, но профессиональные стихи. И мы продолжили сотрудничество. Однажды кто-то из моих коллег-хормейстеров спросил меня: «Владимир Иванович, а нет ли у вас песни про Россию? Так мало современных хороших песен для детей патриотических, чтобы не пафосно звучали, а искренне и детям нравились…». Я задумался, написал Ольге, нет ли у нее стихотворения на эту тему… И она прислала: «У меня Россия есть, и берёзки с клёнами, у меня Россия есть, в облака влюблённая». Добрый детский текст. Я написал песню. Её поют в Крыму, например, в Мурманске, в Москве, в Татарстане, словом, по всей стране.
На стихи подмосковного автора Сергея Леонтьева я написал романс «Зеркало» — очень красиво и душевно получилось. Премьера песни состоится 28 ноября в библиотеке имени Горького.
— Там пройдёт ещё одно ваше юбилейное мероприятие?
— Да. Это будет тоже творческая встреча, небольшая, где будет много музыки, общения… Я люблю такие камерные форматы. Ну, а большой концерт, который решено не отменять, перенесём на весну. Двенадцать хоров ещё приедут, увидите!