Чебурашка из Израиля и тёща-Шапокляк объявились во Владивостоке

14 марта 2022, 16:47
С берегов Тихого океана, из Владивостока началось в этом году торжественное празднование 110-летия знаменитой киностудии «Союзмультфильм». Выставка «И все-все-все. Герои и миры советских мультфильмов» (0+), открывшаяся в музее истории Дальнего Востока имени Арсеньева, стала первой вехой на этом пути.

— В четырёх залах представлены все этапы съёмок рисованной анимации — от эскизов до раскадровок, — говорит куратор выставки, заместитель директора музея по развитию Артур Валеев. — К тому же выставка оказывает всю историю развития жанра анимации — как техническую, так и содержательную — в России. Все экспонаты — оригиналы из фондов музея кино и музея Союзмультфильма.

Увидеть сказку на лайт-боксе

Первый зал выставки назван «Рождение сказки». В этом заложен двойной смысл: одной стороны анимация — это рождение, оживление персонажей, с другой — это рассказ о сказочной мультипликации, ведь в первые десятилетия своего существования советская анимация опиралась именно на сказки.

— Но первый наш экспонат рассказывает об истории ещё не советской анимации, а о том, как она зарождалась в Российской империи, — говорит Артур Валеев. — В 1912 году режиссёром Вячеславом Старевичем был снят анимационный фильм «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами». Он был впервые показан 8 апреля. Этот день считается днём рождения российской и советской анимации.

Интересно, что после революции традиция мультипликации прервалась, работы над мультфильмами советские режиссёры начинали фактически заново в середине 20-х годов. На выставке есть уникальный экспонат 1925 года — эскиз мультфильма «Китай в огне». Он был создан по заказу общества «Руки прочь от Китая» и считается первым полнометражным советским мультфильмом. Он шёл 50 минут. Тогда анимацию считали жанром для взрослых.

Студия «Союзмультфильм» была создана в 1936 году по образу и подобию студии Уолта Диснея. Причём абсолютно легально — Дисней сам поделился своими наработками с советскими коллегами.

— И уже именно на «Союзмультфильме» были созданы лучшие советские мультфильмы-сказки, те, на которых мы все воспитаны: «Конёк-Горбунок», «Аленький цветочек», «Снежная королева», «Приключения Буратино», «Золотая антилопа», — говорит Артур Валеев. — И в них уже использовалась не технология бумажных марионеток, а ротоскопирование: сначала сцену снимали с настоящими артистами, а потом каждый кадр прорисовывался. В конце 50-х годов советские аниматоры стали отходить от стандартов «диснеевщины», как тогда говорили — в рамках борьбы с космополитизмом. Стали появляться новые приёмы в создании мультфильмов, образы героев стали иными. Уже не требовалось делать их стопроцентно похожими на реальных людей. Такие сказки, как «Щелкунчик», «Кентервильское привидение», «Золушка» — тому пример.

Особый экспонат в этом зале — лайт-бокс, на котором висит настоящая плёнка мультфильма «Фильм, фильм, фильм», одного из самых известных творений Фёдора Хитрука. Можно просмотреть каждый кадр.

Из ползунков вышел Чебурашка

Второй зал — период расцвета советской мультипликации, 50–80-е годы прошлого века. Здесь представлены и самые «хитовые» экспонаты — настоящие куклы Чебурашки, крокодила Гены, Шапокляк, герои мультфильма «38 попугаев» и многое другое.

— Кукольное объединение при «Союзмультфильме» появилось в конце 1950 годов, — говорит Артур Валеев. — Но кукольные мультфильмы не пользовались популярностью у зрителей. Многие считали себя обманутыми, когда садились у экрана телевизора, а перед ними появлялись куклы. Изменить ситуацию смогли такие шедевры, как работы Романа Качанова, Леонида Шварцмана…

Кстати, Чебурашка, как известно, приехал в СССР в ящике с апельсинами. И мы поэтому можем совершенно точно сказать, из какой страны он родом. Потому что единственная страна, которая поставляла в СССР апельсины, — Израиль. Отметим, что Чебурашка был сделан из детских утеплённых ползунков с начёсом.

Прообразом крокодила Гены, по признанию Эдуарда Успенского, был знаменитый композитор Ян Френкель. Что касается Шапокляк, то её прообразом стали жена Эдуарда Успенского и он сам, как признавался писатель, поскольку оба они обладали сложными характерами.

А вот внешний вид этой героини Леонид Шварцман списал со своей тещи, причём нежно любимой. Многие исследователи считают, что в целом Шапокляк — трагический образ. Эта женщина, получившая хорошее образование ещё в XIX веке, пережившая все потрясения, свалившиеся на нашу страну, в 30-е годы достигла бальзаковского возраста и слегка застряла в этом времени с точки зрения моды: старомодное годе, пучок, жабо на блузке, шляпка… И от того у неё такой непростой характер — столько пришлось пережить.

В каждом зале любой экспонат может напомнить не только о классике советской анимации — историях о Винни-Пухе и Пятачке, Малыше и Карлсоне, Бременских музыкантах, Дяде Фёдоре, Матроскине и Шарике и так далее, но и о том, сколько любопытных историй с ними связано.

— Например, Фаина Раневская долго не давала согласия принимать участие в работе над мультфильмом «Малыш и Карлсон», а когда образ Фрекен Бок уже был готов, она расстроилась: «Неужели я такая страшная?», — рассказал Артур Валеев. — Кстати, вы обратили внимание, что воришки из мультфильма висят на шпиле Останкинской телебашни — это в центре Стокгольма-то! Но аниматоры сочли возможным передать вот такой привет этому сооружению, которое вошло в строй за год до выхода мультфильма.

Что касается, например, мультфильма «Тайна третьей планеты», то он был продан в огромное количество стран и был невероятно популярен. Профессора Селезнёва озвучивали Жан Рено, Тото Кутуньо, а Громозеку — сам Адриано Челентано… На эскизе к мультфильму «Матч-реванш» расписалась знаменитая сборная СССР по хоккею, в том числе и Валерий Харламов.

Третий зал выставки отдан мультфильмам как таковым, здесь в режиме нон-стоп будут показывать ту самую классику.

Четвёртый зал рассказывает об авторской мультипликации, здесь же представлены самые, пожалуй, психоделические мультфильмы, созданные советскими режиссёрами, — от ленты Андрея Хржановского «Стеклянная гармоника» до знаменитого «Контакта» Владимира Тарасова.

Выставка будет работать до середины августа.

#Новости #Культура #Выставка #История #Музей истории Дальнего Востока имени Арсеньева #Назад в СССР #Мультипликация
Подпишитесь