Posted 28 апреля 2022, 05:32
Published 28 апреля 2022, 05:32
Modified 1 сентября 2022, 05:01
Updated 1 сентября 2022, 05:01
«Техническое обеспечение отрасли — это наиболее серьёзная проблема, которую нам создали своими незаконными санкциями недружественные страны. Это всё, что касается работы на лесных делянках: техника, которая там работает, это касается технологических линий, которые используются на производстве древесно-стружечной плиты. Где-то придётся заниматься серьёзным импортозамещением. Для этого нужно будет вкладываться в НИОКРы, научно-исследовательские работы, опытно-конструкторские», — заявил президент Торгово-промышленной палаты РФ (ТПП) Сергей Катырин.
С таким мнением согласны и производители в Приморском крае. По словам генерального директора предприятия с 20-летней историей «Лестех» Сергея Ефиценко, одной из проблем для лесопромышленников в регионе стало подорожание пиломатериала и других комплектующих.
«Например, сосна подорожала в два раза — если раньше она стоила 10 тысяч за кубометр, то сейчас 22-25 тысяч. Что касается деревообработки. В России станки вообще не производятся. Деревообрабатывающий инструмент тоже. У нас есть такая продукция, но она в основном идет из Китая», — рассказал он.
В создании качественной мебели кроме древесины основными компонентами служат клей и лак. По словам Ефиценко, его предприятие работало с поставщиками из США и Италии. На данный момент его компанию выручают запасы, сделанные до того, как эти комплектующие исчезли с рынка. Это помогает выпускать продукцию качества, не уступающего японской мебели. На вопрос, что будет, когда импортные клей и лак закончатся, директор мебельной фабрики разводит руками, отмечая, что в России данные расходные материалы не производят.
Проблемы с клеем и лаком коснулись не только тех, кто работает с цельными породами древесины, но и сферы производства мебели из ДСП. Как рассказал руководитель владивостокской фабрики «Вигор» Игорь Величко, в основном это было сырье импортное, так как нет достойных отечественных заменителей. Касается это и так необходимой для отрасли техники, которую в России практически не производят. Его компания на рынке уже 10 лет и всегда работала на станках заграничного производства.
«Мы закупили итальянское оборудование. Мы и до этого на зарубежном работали. А у нас нет оборудования. В России не выпускают оборудование. В любом случае все иностранное: расходный материал, ручной инструмент, промышленный инструмент — все иностранного производства», — отметил он.
Никто не хочет пилить и строгать
По словам Величко, другой проблемой является также нехватка кадров в Приморском крае. С закрытием границ и введением иностранных санкций спрос на готовую мебельную продукцию в Приморье сильно увеличился. Если раньше покупатели заказывали мебель в Китае и Италии, то сейчас это все заказывают в России, на внутреннем рынке. Да только цеха загружены, а работать в них некому — не хотят учиться.
«Никто работать не хочет. Нет специалистов. Кадров нет — вот это проблема в нашей отрасли. Ни зарабатывать, ни учиться не хотят совершенно, а только „рулить“ и ничего не делать. Лень в нашей отрасли это беда какая-то. Это касается всех мебельных предприятий без исключения», — подытожил Величко.
С мнением коллеги согласен и глава «Лестеха», добавляя, что и учиться-то негде — в Приморье не готовят специалистов, которые могли бы работать в деревообрабатывающей отрасли.
«У нас дизайнеров нормальных, кто бы мог конструировать мебель из натурального дерева, их в крае нет. Нет конструкторов, которые знают, как эту (мебель) конструировать. Нет технологов, которые знают, как эту мебель пилить, строгать, чтобы получить конечный продукт. Есть только лесозаготовка. Все было сделано для того, чтобы продать сырую древесину за границу. А нам останутся голые сопки», — отметил он.
Всё будет хорошо?
Однако, несмотря на все трудности, в отрасли сохраняются и оптимистичные настроения. По словам директора владивостокской мебельной фабрики «Зеленый лист», которая на рынке уже 15 лет, Светланы Нестеровой, материалы для изготовления мебели все равно есть, особого глобального кризиса не ощущается.
«То, что касается ДСП, у нас был германский материал, его потихоньку выводят из оборота. Но у нас есть прекрасный материал томский, российский. Ничем он не хуже. Палитра цвета, покрытия у немецкого была поинтереснее. Но думаю, это тоже не проблема. В общем, все будет хорошо. Не отчаиваемся», — констатировала она, добавив, что люди все равно будут заказывать мебель.
Кстати, о покупателях и мебельном рынке в целом. В 2021 году объём производства отечественной мебели в стоимостном выражении достиг 310 миллиардов рублей. В структуре производства четверть занимает мебель для дома, ещё 20% — диваны и кресла, примерно одинаковая доля приходится на кухни и офисную мебель, 7% — это обстановка для детских комнат и 8% — матрасы.
В Приморском крае, на фоне возросшего спроса на мебель местного производства, среди покупателей отмечается интерес и на полностью меблированные квартиры.
«Квартиры сейчас строятся в огромном количестве. Мы обставляем квартиры „под ключ“. Полный набор, полный комплект: прихожая, ванная, коридор, спальня, детская, кухня, гардероб. Например, москвичи приезжают, купили квартиру и хотят все сразу, чтобы заказать и заехать в уже готовую, красивую чистенькую квартирку», — рассказал руководитель фабрики «Вигор» Игорь Величко.
Подтверждают это и в других регионах. Например, Санкт-Петербургская «Первая мебельная фабрика» из советского предприятия, основанного ещё в 1945 году, выросла в одну из самых передовых компаний. Сейчас она выпускает мебель для кухонь, отелей, больниц, офисов. Но самым перспективным направлением видят работу с застройщиками.
«Многие крупные застройщики начинают делать мебель в готовые квартиры. Я считаю, что это вообще самое правильное решение, которое можно себе представить, потому что очень много сегодня трудовой миграции, люди переезжают из города в город, люди хотят купить жильё и жить в нём сразу, а не ремонтировать его. Мы для себя видим рынок — что большая часть нашей продукции должна пойти в этот сегмент рынка», — рассказал генеральный директор «Первой мебельной фабрики» Александр Шестаков.
Современные технологии позволяют из ДСП создать мебельный фасад любого цвета и даже фактуры. Покрытие таких глянцевых створок — как слоёный пирог: древесно-стружечную плиту сначала шлифуют, затем грунтуют особым составом, который пять дней сохнет и кристаллизуется. После поверхность шлифуют ещё раз и только затем красят. Финишный слой — лак, который отвердевает под огромными ультрафиолетовыми лампами. Такую продукцию делают по заказу крупных строительных гипермаркетов и ретейлеров.
Важные задачи для большой отрасли
В целом для лесопромышленной отрасли в России не все потеряно. На данный момент государство вместе с предпринимателями работает над развитием новых мер поддержки предприятий всего лесопромышленного комплекса: от заготовителей леса до мебельных фабрик.
«Наработали комплекс мер. Первый пакет, который мы отправили в правительство, он был посвящён различным отраслям по всем направлениям, это было больше 50 наших предложений: это снижение финансовой нагрузки, это налоговые каникулы, это кредитные каникулы, ну и ряд других мер. В этой части мы работаем с бизнесом непосредственно с предприятиями, со многими просто напрямую, что называется в ручном режиме, пытаемся помогать», — подчеркнул глава ТТП Сергей Катырин.
Сейчас для отрасли важная задача — импортозамещение по части комплектующих для станков и оборудования. Большинство крупных мебельных предприятий работают на европейских производственных линиях, но запчасти для них готовы производить и российские станкостроители.
«И вот здесь мы давно уже работаем с предприятиями российского станкопрома, машиностроительными предприятиями. Возможности есть, но надо, чтобы предприятия мебельные и деревообрабатывающие российские — они знали и были уверены, что это запчасти наши российские предприятия машиностроительного комплекса могут сделать. Были приняты правительство Российской Федерации очень серьёзные постановления по поводу помощи предприятиям прежде всего станкостроения, машиностроения», — отмечает заместитель председателя комитета ТПП по предпринимательству в лесопромышленном комплексе Олег Нумеров.
На долю импортной мебели на российском рынке в 2021 году пришлось чуть более 30% продаж. Отечественные предприятия нацелены на завоевание и этой ниши. Многие представители отрасли считают, что за три месяца, на которые пока приостановила работу IKEA, шведская компания может растерять существенную долю клиентов. А по соотношению цена-качество продукция российских мебельных фабрик сегодня ничуть не уступает и во многом даже превосходит аналоги от зарубежных конкурентов. И это крепкий бизнес-вектор.