Эксперт в теплоснабжении Сергей Бухаров: альтернативы «альткотельной» сегодня нет

28 июня 2022, 10:01
Ситуацию с изношенными теплосетями во многих городах России способно исправить только ежегодное увеличение объёма их перекладки в два раза. И такой темп нужно держать 3-4 года подряд, уверен эксперт Сергей Бухаров из Новосибирска. Деньги для этого могут предоставить инвесторы — но на условиях возврата.

Анализируя задачу масштабной модернизации и обновления инфраструктуры ЖКХ, которая сегодня стоит на общероссийской повестке, Сергей Бухаров отметил: в существующей системе ежегодный рост аварийности на теплосетях неизбежен. Подробно эксперт рассказал об этом в интервью порталу «Татар-информ», применительно к ситуации в Казани. Там в 2021 году число аварий на сетях отопления выросло в 2,3 раза. Основная причина — изношенность трубопроводов от 33% до 37%.

— Любой рост аварийности говорит о том, что износ инженерных коммуникаций, которые обеспечивают качество жизни, нарастает. Тепловые сети и сети водоснабжения лежат в земле или в каналах, с каждым годом не молодеют. При этом нужно еще учитывать, что прошедшая зима в целом по России оказалась достаточно мягкой. По данным из открытых источников, отопительный сезон в Казани, например, стартовал 16 сентября 2021 года, продлился 224 дня, что на 7 дней больше предыдущего сезона, но при этом средняя температура составила минус 1,7 градуса по Цельсию. Думаю, что если бы зима оказалась более суровой, «боевой», как это бывает, например, у нас в Сибири, то рост аварийности мог бы оказаться еще выше, — констатировал эксперт.

Износ теплосетей свыше 50%, да еще и с ростом аварийности, по мнению Сергея Бухарова, — это серьёзный звонок, даже с учётом того, что 68% аварий происходили на водопроводных сетях, а не на трубах теплоснабжения. При таких параметрах износа системы могут функционировать ещё очень долго, но беда в том, что их «поведение» становится совершенно непредсказуемым — авария может случиться в любой момент и в любом месте.

Сергей Бухаров авторитетно заявил: средний срок службы трубопровода в системе теплоснабжения — 25-30 лет, больше никакой металл не выдержит. Поэтому такие системы необходимо постоянно и планово реконструировать, заменяя целыми участками. Каждый год необходимо перекладывать минимум 3-4% от общей протяжённости трубопроводов — к такой цифре специалисты пришли путём расчётов. Однако с учётом нарастающей аварийности последних лет объём перекладки должен быть увеличен в два раза, до 5-6% от общей протяженности, считает эксперт.

Логичным образом встаёт вопрос: откуда брать деньги на расширение программы обновления теплосетей? Ответ на него могут дать регионы, в которых уже применяется модель «альткотельной» как новый метод тарифообразования. На такую модель перешли уже 26 муниципалитетов в 15 регионах России. По словам Сергея Бухарова, этот метод подходит любым муниципалитетам в качестве гарантии быстрого роста инвестиций. Инвесторами готовы выступать крупные теплоснабжающие компании.

— Причины высокого износа инфраструктуры теплоснабжения известны — это последствия недоинвестирования в «железо». В этом плане ситуация ни в Казани, ни в Альметьевске не отличается от ситуации в Новосибирске или Благовещенске. Вы спросите — а как мы в России вообще дошли до такого? «Спасибо» нужно сказать жёсткому тарифному регулированию. Так как именно тарифы — основной источник финансирования сферы тепла, — отмечает Сергей Бухаров.

Последние десять лет при установлении тарифов применяется принцип — они не должны расти быстрее инфляции. Это соображение призвано обеспечить социальную стабильность. Однако вопросы надёжности долгосрочного функционирования системы при этом практически не рассматриваются. В итоге получается заколдованный круг — накопленный недоремонт требует огромных инвестиций, а действующая система тарифного регулирования никаких гарантий их возврата для инвесторов не дает.

— Эта система, как ни странно, называется долгосрочной, но только вот когда установленный для теплоснабжающей организации на пять лет вперед тариф каждый год все равно директивно корректируется, в первую очередь для «подгонки» под индекс роста платы граждан за коммунальные услуги, то заявленная долгосрочность регулирования превращается в фикцию. Модель альткотельной снимает этот недостаток. Этот альтернативный метод регулирования разрабатывался именно как механизм, предоставляющий инвестору — например, «Татэнерго» в случае с Казанью, Набережными Челнами или Нижнекамском — гарантии возврата вложений в обновление инфраструктуры. Причем вложений и опережающих, и серьёзных, — говорит Сергей Бухаров.

Судить об эффективности метода альткотельной можно по объективным показателям. Один из них — рост вложений энергетиков в инфраструктуру. Например, первопроходец модели — Сибирская генерирующая компания — в три города в Алтайском крае (Рубцовск, Барнаул и Бийск), переведенных на альткотельную, суммарно уже вложила более 5 млрд рублей, а инвестиции в 10-летней перспективе превысят 12 млрд рублей. Такого финансирования отрасль в этих муниципалитетах не видела с советских времён. Тогда как в рамках «старой» модели ежегодные инвестиции не превышали бы 100-200 млн рублей. Разница очевидна.

Сергей Бухаров свидетельствует, что повреждаемость теплосетей в городах, перешедших на альткотельную, снижается. Это значит, что выгоду получает не только инвестор, но и муниципальные власти, решившиеся на переход.

— Другими словами, если в городе сложилась критическая ситуация с инфраструктурой теплоснабжения, альтернативы «альткотельной» сегодня нет. В случае с городами Татарстана нужно, чтобы муниципальные власти и теплоснабжающие организации ответили на вопрос, насколько ситуация там критическая. И стоит ли ждать момента, когда заниматься придется спасательной операцией, а не профилактикой, — резюмировал эксперт.

Занимаясь моделью альткотельной много лет, Сергей Бухаров не раз встречал критическое отношение к ней. Такая позиция, по его мнению, практически всегда является следствием того, что люди просто не разобрались с тем, как организуется работа в ценовых зонах теплоснабжения.

— Проблема в том, что коммуналка — очень политизированная сфера, любой рост стоимости услуг можно использовать во всяких интригах. Это, кстати, касается не только тарифов на тепло, но и на воду, и на вывоз мусора, и на свет. Но тепло в платёжках за ЖКУ занимает большую долю, поэтому любой рост стоимости гигакалории людям нужно как минимум внятно и спокойно объяснять. Как показывает опыт того же Рубцовска — первого города в России, который был переведён в ценовую зону, — причём там пришлось действовать в режиме авральной «спасательной операции», жители всё способны прекрасно понять, — рассказывает эксперт.

Сергей Бухаров особо подчеркнул, что альткотельная не просто гарантирует права инвесторов, которыми выступают единые теплоснабжающие организации (ЕТО), но и накладывает на них дополнительные обязательства: и за качество, и за надёжность теплоснабжения, и за выполнение инвестиционных планов. Как показывает практика, не все компании готовы взваливать на себя эту ношу. Известны случаи, когда при переходе в ценовую зону некоторые организации отказывались от статуса ЕТО и вообще уходили из теплового бизнеса.

— Интересно, что при альткотельной рост тарифов — дело более предсказуемое, чем при действующей жестко регулируемой государством системе. Выше той самой предельной цены любая ЕТО не только не сможет продавать тепловую энергию, но и сама не станет этого делать, так как в таком случае она просто потеряет потребителя — ему станет выгоднее построить собственный источник теплоснабжения в виде той самой альтернативной котельной. То есть мы приходим к тому, что теплоэнергия становится рыночным товаром, а деятельность по теплоснабжению приобретает черты настоящего бизнеса, — констатировал эксперт в завершение.

#Новости #Общество #Россия #ЖКХ #Забайкальский край #Котельная #Теплосети #Модернизация #Тарифы ЖКХ
Подпишитесь