Posted 16 сентября 2022, 10:56
Published 16 сентября 2022, 10:56
Modified 16 сентября 2022, 10:56
Updated 16 сентября 2022, 10:56
Российским кинотеатрам из-за санкций не дают показывать зарубежные кинохиты. Российские фильмы не принимают на кинофестивали. Именно в таких условиях живёт сегодня отечественный кинематограф. Пойдёт ли ему на пользу вся эта ситуация? Что вообще можно говорить о перспективах российского кино? Об этом на фестивале «Меридианы Тихого» говорили ведущие кинематографисты страны. Мы собрали их мнения воедино.
Алексей Учитель, глава основного жюри «Меридианов Тихого», режиссёр
- Что касается кризиса и санкций… Я не могу сказать, что испытываю устойчивый оптимизм в отношении сияющих перспектив российского кино в такой ситуации. Да, мы можем делать фильмы, которые – вдруг – собирают просмотры, но вопрос в том, как бы нам научиться делать это на постоянной основе. Чем силен американский кинематограф? Тем, что у них даже средняя продукция все равно довольно хорошего качества. У нас за последние годы этот уровень тоже вырос, но недостаточно. Мы движемся вперед, делаем кино более качественным с точки зрения ремесла, но пока не на все сто.
Если же говорить о том, что наше кино перестали брать на международные кинофестивали, и нам перестали давать кино, то это, конечно, ненормально. Любой режиссер, неважно, российский или нет, мечтает выиграть и в Каннах, и в Венеции, и эти амбиции нормальны.
А фильмы брать не хотят. Просто потому что они из России. И молодые российские режиссеры – а они снимают свои дебюты фактически всегда при поддержке государства - отрезаются от фестивальной жизни. И это ужасно. Как и призывы не проводить в России международных фестивалей. Отмечу, что в Европе множество кинематографистов, которые хотят и считают нужным общаться, участвовать в наших фестивалях. Но другие голоса кричат громче…
Антон Малышев, исполнительный директор Фонда развития современного кинематографа «Кинопрайм»
- Мне очень жалко кинотеатры, оказавшиеся в сложной ситуации из-за санкций, но в целом я считаю, что это самая здоровая часть киноиндустрии. Уверен, что они выживут в любом случае. А то, что мы потеряем студийные блокбастеры, «Марвела» и прочее – мне не кажется, что это однозначно плохо. Если посмотреть, сколько собрали российские фильмы, вышедшие в прокат после начала СВО, то окажется, что намного больше, чем прогнозировалось. Причем это картины разные, развлекательные и для думающего зрителя. Мы с вами находимся в очень интересном моменте, когда все меняется, и отрасль в том числе. Возможно, это неплохо. Мы много говорили о том, что было бы хорошо, если бы наше кино было более умным, разнообразным… Сейчас это происходит само собой. Да, к сожалению, отрасль не была готова к переменам, все случилось неожиданно, но я уверен, что все выживут, перестроятся и все будет лучше, чем было.
Не думаю, что нашему кинопроизводству нужно сегодня резко переключать внимание с Запада на Восток, ему нужно обратиться к самому себе. Надо просто работать.
Константин Статский, режиссёр фильма «Жанна» (16+)
- Никто не знает точного ответа на вопрос, пойдёт ли ситуация на пользу кинематографу страны или во вред. Зритель, конечно, проигрывает. Но хочется надеяться, что мы, режиссеры, актеры, сценаристы, - все сможем вернуть его в кинозалы на интересные и качественные истории. Но как и когда? Вот вопрос.
Андрей Соколов, народный артист России, президент кинофестиваля
- Когда мне жалуются прокатчики, мол, ушли американские картины – и зритель ушел, я отвечаю: ребята, а что вы хотели? Вы 30 лет воспитывали зрителя, которому не нужны в кино смысл и история, а нужна только картинка и спецэффект. Теперь у них появился шанс воспитать другого зрителя – того, что будет искать смысл, историю… Ну упустите этого шанса!
Юсуп Разыков, режиссёр
- Я бы не назвал это кризисом, скорее – тем моментом, когда поиски заходят в тупик. Сейчас кинематограф переживает переформатирование: активно развиваются платформы, в Интернете можно посмотреть любое кино, а значит, таинство «зритель в зале кинотеатра, темнота и экран» - оно исчезает. Раньше у людей была привычка ходить в кино, ходили все – и в деревне, и в городе, и знали всех артистов, и любили их истово… Сейчас все немного иначе.
На мой взгляд, сегодня все прорывы в киноискусстве происходят в сериалах. Какие персонажи на языке у молодежи? Из «Игры престолов»! Сериалы становятся языком общения и вытравливают все, что связано с традиционным кинематографом.
Нравится ли это мне? Не могу сказать, что я счастлив, просто хочется попробовать себя в этом направлении. Главное, чтобы сохранялась та нравственная точка, которая не меняет основных человеческих вещей.