Posted 17 сентября 2022, 07:26
Published 17 сентября 2022, 07:26
Modified 17 сентября 2022, 07:31
Updated 17 сентября 2022, 07:31
По словам главы Росрыболовства Ильи Шестакова, сейчас эксперты ведомства готовят данные о степени насыщенности внутреннего рынка горбушей, кетой, чавычей, кижучем.
— Мы должны насытить внутренний рынок, поэтому если остаток запасов приближается к объёму потребления, значит надо закрывать (ограничивать экспорт), — сказал Илья Шестаков.
В порты Приморья продолжают сгружать свежие уловы лососей. Сейчас на разгрузке 4 судна с продукцией из горбуши, кеты, кижуча, нерки, на подходе — ещё 30 судов. По данным Приморского территориального управления, средний уровень загрузки холодильников составляет 63%, значит, вывоз рыбы из региона идёт быстрыми темпами.
По последним данным ведомства, на Дальнем Востоке добыто 247 тыс. тонн тихоокеанских лососей. По статистике Федеральной таможенной службы, на 14 сентября 2022 года, из РФ вывезено свыше 72 тыс. тонн, то есть почти треть этих уловов — ушли за границу.
Тем временем, «красная» путина завершается на Дальнем Востоке. В ключевом «лососевом» регионе — на Камчатке — уже на следующей неделе промысел планируется завершить. На сегодня камчатские рыбаки добыли почти 134 тыс. тонн «красной» рыбы, то есть, больше половины от всего улова тихоокеанских лососей.
Напомним, лососёвая путина-2022 стартовала 1 июня. Отраслевая наука рекомендовала к добыче в Дальневосточных морях 322 тыс. тонн лососей.
Прокомментировать заявление главы Росрыболовства о возможном ограничении экспорта лососёвых «Восток-Медиа» попросил президента Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгия Мартынова.
— Это связано со снижением объёмов «красной путины», — отметил Георгий Геннадьевич. — Пиковые значения добычи лососёвых пришёлся на 2009–2011 годы, когда уловы достигали 500, и даже превышали 600 тысяч тонн. Это небывалые цифры, таких объёмов не вылавливали ни в советские времена, ни в постсоветский период. В 90 годы прошлого столетия 250 тысяч тонн лососей считалось очень хорошим уловом, а 300 тысяч тонн — просто замечательным. Но тогда все эти объёмы шли на внутренний рынок. Потом стали понемногу выходить на внешний рынок: всё больше горбуши шло в Китай, нерки — в Японию, им же продавали красную икру, но только мороженую, солёную делали для внутреннего потребления. Растущему экспорту диких тихоокеанских лососей способствовали не только возросшие объёмы рыбалки, но и снижение внутрироссийского потребления. В центральных регионах страны предпочитали больше форель, причём выращенную в искусственных условиях.
Но последние годы объёмы «красной» путины снизились, как и прогнозировала отраслевая наука. Не исключено, что и разрешённые на этот год 322 тыс. тонн лососей не возьмём. Возможно, поэтому Росрыболовство как-то пытается регулировать рынок, чтобы увеличить поставки на внутренний рынок.
Надо отметить, что анадромные лососёвые — единственный объект промысла, которого ещё не коснулись аукционные цены. Федеральный центр выразил намерение менять исторический принцип распределения основных добываемых морских биоресурсов на аукционный. В результате это выливается в заметное подорожание продукта. Это мы видим на примере крабов. На аукционы вынесли 50% этого ресурса. И в стоимость крабов теперь войдёт и инвестиционная составляющая, за счёт которой будут строить новые суда.
Всё бы хорошо, но из-за введённых антироссийских санкций, крабовую продукцию практически невозможно реализовать на американском и японском рынках, а внутренний не готов их брать по цене, в которой заложены суммы, выплаченные на аукционах и те, которые ещё предстоит потратить на строительство судов. Такая же ситуация с минтаем, сельдью…
Единственные, кого не затронули аукционы — это лососёвые. Поэтому цена на них более-менее доступная. Очевидно, государство и пытается насытить внутренний рынок приемлемой по стоимости продукцией. С этим и связано заявление главы Росрыболовства.