Posted 28 сентября 2022, 21:39
Published 28 сентября 2022, 21:39
Modified 28 сентября 2022, 21:39
Updated 28 сентября 2022, 21:39
Российский рынок рекрутинга серьёзно «штормит» последние два года: локдауны, коронавирусные ограничения, а теперь санкции и военные действия — всё это так или иначе отражается на рабочих местах и рабочей силе.
Сейчас в Приморье можно найти около 12 тысяч действующих вакансий. В среднем на одно рабочее место претендует 3 потенциальных работника. Причём кадровый голод в некоторых из профессиональных сфер далеко не миф — Приморье остро нуждается в медиках, работниках банков, строителях, добытчиках сырья, учителях, сотрудниках сферы продаж и логистики, рабочем персонале и не только. Кадров не хватает в 19 из 28 рабочих сфер. Даже до призыва части населения на военную службу, рынок труда не внушал спокойствия и уверенности.
Что же будет с работой в Приморье после всех волн частичной мобилизации?
Главный специалист hh.ru по рынку труда Наталья Данина смотрит на уже имеющийся опыт российского рынка рекрутинга и сравнивает период частичной мобилизации с событиями февраля, когда всё только начиналось. «Скорее всего, мы увидим краткосрочное падение вакансий, сопоставимое с периодом начала весны» — анализирует ситуацию Наталья Данина.
Помимо этого, есть ещё один важная особенность сегодняшней ситуации. Частичная мобилизация — вещь абсолютная новая для современной России и для работодателей в том числе. До конца не понятно, как она может отразиться на рынке труда.
Надежду на лучшее оставляет то, как рынок пережил пандемию и начало военных действий — резко упав, но быстро после этого восстановившись.
Вакансий также может стать меньше на фоне того, что сейчас у HR-отделов будут дела поважнее набора новой рабочей силы. Наталья Данина считает, что придётся перестраивать систему отделов в целом в силу новых условий: к ним относятся новые нормы управления как извне, так и внутри компании; глобальная смена приоритетов и методов управления человеческим капиталом. Эксперт сравнивает «настоящее» рынка труда с пандемийным шоком. На то, сколько будет длится этот «перерыв» в наборе новых работников, напрямую влияет то, как быстро власть сможет организовать проведение частичной мобилизации — подготовить все документы и осветить все аспекты, другими словами, навести порядок.
Государство сообщило о том, что на службу отправятся 300 тысяч человек призывного возраста. На какое-то время Россия потеряет часть молодых людей от 20 до 24 лет и чуть меньше — людей до 40 лет. Эти категории работников Наталья Данина называет самыми высокопродуктивными и работоспособными. Именно этих людей рынку труда не хватает последние два года. И частичная мобилизация безусловно эту грустную ситуацию не улучшит. Но из-за того, что и предлагаемой работы станет меньше, конкуренция останется примерно на том же уровне — 5-6 человек на место в среднем по стране.
Если говорить отдельно о некоторых профессиональных отраслях, то розничная торговля продолжит работать с высокой текучестью кадров; отрасль нефти и газа скорее всего ждёт ещё большее давление санкций, но нужда в работниках этой сферы не так высока; логистика продолжит своё развитие за счёт параллельного импорта, из-за чего может понадобиться рабочая сила.
Частичная мобилизация — ещё одна причина «встряски» российского рынка труда. Но у рынка уже есть опыт восстановления после ситуаций, когда «непонятно, что будет дальше». Это роднит его с фондовым рынком, на него санкции и события последних лет в целом тоже очень сильно повлияли.