Posted 14 ноября 2022, 05:38

Published 14 ноября 2022, 05:38

Modified 14 ноября 2022, 05:41

Updated 14 ноября 2022, 05:41

Парень с гитарой или солидный дипломат — кого выберет женщина, знают в Приморье

14 ноября 2022, 05:38

Спектакль «Притворщики» Уссурийского театра говорит со зрителем о главном

Жила-была девушка Света. И был у нее любимый мужчина, не самый успешный и не богатый, но любимый. А ещё был другой — солидный дипломат, который получил назначение в Австралию и зовёт Свету с собой. Кого же она выберет?

Конечно, столь прямолинейной историей спектакль «Притворщики» (16+) Уссурийского городского театра драмы имени Веры Комиссаржевской не исчерпывается. Но главный вопрос — вопрос выбора между любовью и расчётом — действительно звучит в нём ярко и чётко.

Режиссёр Станислав Мальцев, много и интересно работавший с Уссурийским театром имени Комиссаржевской (достаточно вспомнить такие прекрасные спектакли, как «Светлые души», «С любимыми не расставайтесь» (16+), «Любовь и голуби» (16+)), не случайно выбрал на этот раз пьесу Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова «Притворщики».

— Это название взято не случайно, поскольку Уссурийский театр, можно сказать, прославлен тем, что именно на этой сцене впервые в Советском Союзе была поставлена пьеса Рязанова и Брагинского «С легким паром», которая потом стала сценарием фильма «Ирония судьбы, или С легким паром», — рассказал Станислав Мальцев. — «Притворщики» не стали фильмом, но эта пьеса актуальна и современна, я уверен. Темы, которые поднимают драматурги в этой пьесе, современны и сегодня. Например, притворство — это, с одной стороны, то качество, с которым рождается человек, это определенная мимикрия, необходимая, чтобы человек встроился в социум. С другой стороны, притворство в личных отношениях, притворство с близкими людьми, притворство относительно собственной судьбы — оно зачастую вредит или негативно сказывается на судьбе самого человека.

Трудно не согласиться со Станиславом Валерьевичем: «Притворщики» и те вопросы, которые они ставят перед зрителем, не потеряют своей актуальности никогда. Тем более что главные герои постановки — профессиональные притворщики — артисты. Причём артисты дубляжа, озвучивающие чужие страсти в тот момент, когда в их душах полыхают свои, не менее яростные…

Любовная история Василия и Светланы, супругов, несколько лет назад расставшихся по банальной причине  (любовная лодка разбилась о быт) и снова встретившихся, переживающих возрождение прежних сильных чувств, — основная линия спектакля.

Актёр Валерий Комаристый — Василий — в последнее время радует своими работами, безусловно выросшим мастерством. Вот и в «Притворщиках» он сумел показать героя, которого могут любить, который достоин любви и сам может любить преданно, беззаветно и беззащитно. Его Василий — такой внешне циничный и безалаберный — на самом деле, когда речь идёт об истинной любви, — трогательный и ранимый. У него хватит сил перенести предательство любимой во второй раз, зритель в это верит. Но вот рискнёт ли Василий полюбить ещё раз — это вопрос открытый.

Елена Солянникова в роли Светланы неплоха, интересна, ярка. Но, на взгляд автора этих строк, актриса слегка переборщили, щедро налегая только на одну краску в изображении своей героини. Она звучит одинаково и в эпизодах с Василием, и с Усачёвым (тем самым успешным дипломатом), а было бы куда лучше, если бы с Васей она была одной, более нежной, а с Усачёвым — более стервозной и расчётливой, ведь в этом случае о любви нет и речи.

Интересно, что в пьесе — и спектакле — на фоне непростых отношений главных героев развивается и вторая любовная линия, написанная Брагинским и Рязановым как более комичная, почти водевильная (отношения Василия и Светланы скорее на грани трагедии и комедии), — это роман Раисы Ивановны (актриса Елена Перегуда) и Виталия (актёр Борис Бехарский).

— Это интересный контекст, в нём много человеческих, забавных, даже водевильных ситуаций, — говорил режиссёр спектакля Станислав Мальцев. - Рязанов и Брагинский жонглируют жанрами: здесь и мелодрама, и водевиль, на жанровом смешении рождается и эта пьеса.

Станислав Мальцев не стал отступать от первоисточника и сумел соединить в спектакле разные жанры. И временами получалось так, что линия Раисы Ивановны и Виталия вдруг становилась более яркой и сочной, более интересной, живой, чем линия Василия и Светланы.

В том спектакле, который смотрел автор этих строк, Елена Перегуда была примой, звездой первой величины! Она поймала кураж с первой минуты, владела залом, ей отлично помогал своей игрой Борис Бехарский, вместе актёры создавали великолепный, гармоничный дуэт. Зал встречал выходы Раисы и Виталия аплодисментами! При этом Елена Перегуда не оттеснила главных героев, но была с ними наравне, казалось, что пьеса о двух парах, а не одной. Замечательная работа!

Стоит отметить и работу Сергея Денежкина (Усачёв), который сумел показать не только закрытого на все кнопки чиновника-карьериста, но и человека, у которого вдруг сквозь мундир, сквозь футляр вдруг проглядывает душа.

Вообще Станиславу Мальцеву всегда удавались и удаются именно такие постановки — с человеком на первом плане, с сильными искренними чувствами и эмоциями, с правдой жизни, можно так сказать, с надеждой на лучшее. Ведь — что греха таить — зрители в зале почти наверняка могли сказать ещё в середине спектакля, кого же выберет Светлана, а точнее — что: Василия и однокомнатную квартирку в Москве или Усачёва и жизнь жены дипломата в Австралии… Могли. Но верили в торжество любви, искренних чувств, верили и надеялись. Это знак большого мастерства — и режиссёра, и актёров — суметь заставить зрителя верить нет, не в лучшее, а в правильное, в настоящее… Возможно, режиссёру следовало бы пойти за этой верой и поставить в спектакле точку не там, где она ставится в пьесе. В нашей жизни не так много хэппи-эндов, и право же, один совсем не помешал бы. Тем более что в пьесе есть те самые сцены, после которых может быть вполне обоснованно поставлена точка… Счастливая точка. Но Станислав Мальцев решил согласиться с драматургами и оставил финал таким, как в пьесе. С правдой жизни, а не чувств. Впрочем, спектаклю и той силе впечатлений, с которой он завораживает зрителя, это ни капли не повредило. «Притворщиков» стоит посмотреть — хотя бы ради той веры в силу любви, которая рождается в эти полтора часа в душах зрителей. Без всякого притворства.

Любовь БЕРЧАНСКАЯ

Об авторе. Любовь Берчанская — филолог, журналист, более 14 лет освещающий культурные события во Владивостоке и Приморье, член жюри региональной театральной премии имени народного артиста СССР Андрея Присяжнюка. Работала в газете «Владивосток», ее материалы печатались также в «Музыкальном журнале» (Санкт-Петербург), журнале «Страстной бульвар», журнале «Окно в АТР», в «Российской газете» и других изданиях.

 

Подпишитесь