«Но по глубине безразмерная»: о чём расскажет выставка в музее Арсеньева

18 ноября 05:54
Фото: Предоставлено музеем-заповедником истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева

Выставка «От «Мира искусства» к «Аполлону» открылась во Владивостоке

В небольшом зале Объединённого музея-заповедника истории Дальнего Востока имени Арсеньева (за сувенирным магазином музея) открылась необычная для него выставка. Литературно-художественная.

Выставка называется «От «Мира искусства» к «Аполлону» (12+), и она стала итогом совместной работы Государственного литературного музея имени Даля и Третьяковской галереи. Экспозиция — более ста подлинных и только подлинных фотографий (в том числе, например, знаменитое фото Николая Гумилева, Анны Ахматовой и их сына Льва), журнальных страниц, обложек, иллюстраций и картин рассказывают посетителям о самых знаменитых  альманахах Серебряного века, вписавших яркую страницу в художественно-литературную жизнь эпохи.

— Мы в данном случае с открытой душой и большой радостью принимаем эту выставку, — сказал директор музея-заповедника Виктор Шалай. — На первый взгляд, выставка не совсем по нашей тематике, но это только на первый. Мы входим в ассоциацию литературных музеев России, кроме того, мы по-прежнему работаем над открытием во Владивостоке музея литературы русского Востока и уверены, что он будет открыт, пусть и не в ближайшее время. Поэтому выставки такого плана — литературно-художественные — нам важны. На мой взгляд, «От «Мира искусства» к «Аполлону» — проект уникальный. Он небольшой по объёму, но по глубине безразмерный. Эта выставка не про эмоции, а про знания. В неё нужно погружаться, вникать, слушать и учиться, узнавать новое.

Как отметил директор Государственного литературного музея имени В. Даля Дмитрий Бак, литературные журналы всегда играли особую роль в России. В XVIII–XIX веках ни один молодой писатель или поэт не мог получить возможность выпустить книгу, если он не публиковался в журналах. Журналы становились той   платформой, где раскрывались и получали возможность заявить о себе молодые таланты русской литературы. И только потом выходили книги… А в начале XX века журналы стали ещё и оплотом теории искусства, местом зарождения новых течений в нём.

«Мир искусства», «Золотое руно» и «Аполлон» — крупнейшие модернистские издания, которые стали своеобразным полигоном для теории и практики рождающегося «нового искусства». Акмеизм, символизм — эти течения в искусстве осознавали себя, зарождались, вырабатывали свои принципы как на страницах этих журналов, в публикациях.

А ещё — каждый журнал по сути сам по себе был произведением искусства. С ними сотрудничали знаменитые художники, а оформление, или, как сказали бы сегодня, дизайн каждого номера был новаторским, необычным.

Задумайтесь: на небольшой выставке представлены работы таких знаменитых русских художников, как Виктор Васнецов, Константин Коровин, Константин Сомов, Кузьма Петров-Водкин… Все они сотрудничали с журналами Серебряного века. Ну, а фотографии, автографы, книги, журналы, письма рассказывают о создателях, меценатах, авторах, чьими усилиями и были созданы и процветали журналы «Мир искусства», «Золотое руно» и «Аполлон».

Отметим, что в рамках выставки намечена большая литературно-просветительская программа: читки, дискуссии, встречи с писателями.