Posted 9 февраля 2023, 11:03
Published 9 февраля 2023, 11:03
Modified 9 февраля 2023, 11:05
Updated 9 февраля 2023, 11:05
При пандемии коронавируса торговля «возможностью дышать» стала новым золотым прииском, правительство региона выделяло под эти цели крупные суммы денег и закупки забирали компании, тесно связанные с известными в узких кругах местными бизнесменами. Кислород закупался в Хабаровске, откуда цистерны затем отправлялись в Якутск. При этом в регионе всегда присутствовала угроза того, что кислород может однажды «опоздать» в больницы из-за погодных или других причин.
Тогда же «Якутская республиканская клиническая больница» стала фигурантом крупного кислородного скандала. Руководство учреждения закупило 1750 баллонов с техническим кислородом общим объемом 11025 м3 чтобы пациенты могли хоть как-то, но дышать. За этот случай потом пришлось публично оправдываться бывшему министру здравоохранения республики Елене Борисовой, которая ответила журналистам, что технический кислород ничем не хуже медицинского и используется по всей России.
После случая с техническим кислородом больница нашла поставщиков и начала закупать медицинский кислород. За один только 2021 год «Якутская республиканская клиническая больница» пять раз закупила кислород у двух компаний и заплатила за него более 248,7 млн. рублей. Основными поставщиками выступили ООО "Металл вектор" и ООО «Кислород Сервис Фарм».
В целом за год по оценке якутских журналистов региональные медицинские учреждения потратили около полумиллиарда рублей на поставки кислорода и различной атрибутики для него. Сформировался так называемый «рынок зависимости» - регион был вынужден хвататься за любые поставки по самым баснословным ценам для того, чтобы обеспечить больницы республики. Необходимость постоянного приобретения кислорода для больниц требовала обеспечения огромными деньгам, которые, к слову, можно было бы потратить на решение других немаловажных задач.
Попыток избавления от кислородного голода было много, например, в республике был построен завод по производству кислорода, но он до сих пор не имеет лицензии.
В 2021 году правительство региона приняло решение об оснащении больниц кислородными концентраторами — станциями, которые на месте производят медицинский кислород из атмосферного воздуха. В октябре 2021 года правительством Якутии были выделены средства на закупку в общей сложности 18 кислородных станций для пяти ключевых лечебных учреждений региона. Общая стоимость закупки – 620 миллионов рублей, при том, что регион тратил ежегодно около 500 миллионов рублей на поставки кислорода из соседних регионов. Сумма хоть и значительная, но за год концентраторы практически окупаются, а уже на второй фактически экономят правительству сотни миллионов рублей. Подобное решение очевидно выгодно региону, но не выгодно тем, кто зарабатывал на поставках кислорода из других субъектов.
18 кислородных станций, которые закупила республика, полностью разрушили все планы теневых бенефициаров фармацевтического рынка. Теперь Якутия оказалась в состоянии самостоятельно обеспечивать себя кислородом и это сильно ударило по заработку некоторых бизнесменов.
Правительство заключило контракт с единственным поставщиком, предложившим лучшие условия и это, можно сказать, разрушило планы компании «Эвелина», которая также подала заявку на конкурс.
По странному совпадению «Эвелина» предоставила в министерство здравоохранения коммерческое предложение, совпавшее по сумме с предложением другой компании АО «Четыре стихии». Обе компании, к слову, обслуживают одних и тех же контрагентов – «Службу государственного заказчика республики Саха», «Якутский республиканский онкологический диспансер» и, само собой, «Якутскую республиканскую клиническую больницу».
При этом «Эвелина» в отличие от конкурентов, не обращалась к производителю за уточняющей информацией, и не согласовывала сроки и параметры поставок. Возникает резонный вопрос - как «Эвелина» намеревалась выполнить контракт, если она не имела представления о возможностях завода и сроках, в которые завод может произвести концентраторы?
После того как контракт был заключен с другим поставщиком, «Эвелина» начала обращаться в различные инстанции в том числе правоохранительные органы. Сама «Эвелина» - очень интересная компания, с не менее интересными показателями. В 2019 году «Эвелина» заключила два контракта на 6,5 миллионов, в 2020 пять контрактов на 3,5 миллионов, в 2021 четыре контракта на 1,6 миллиона рублей. Суммы очень скромные. Владеет юрлицом Виктория Яковлева, якутская бизнесвумен, владелица двух компаний и совладелица еще двух.
Журналистам издания удалось проследить связи Яковлевой со скандально известным якутским депутатом, входящим в политический список Форбс, Михаилом Эверстовым. Супруга политика Татьяна Эверстова, занимается развитием регионального кинематографа, как и Яковлева. Последняя даже владеет крупной долей в местной кинокомпании «Ал Лук Студия» и является специалистом в далеко не близкой к медицине сфере.
Инициированное «Эвелиной» расследование привело к задержанию первого замминистра здравоохранения Якутии Романа Савина по голословному, по нашему мнению, обвинению в злоупотреблении должностными полномочиями при заключении государственного контракта на закупку медицинских изделий в рамках борьбы с коронавирусом. Также суд арестовал денежные средства компании «Диомед», поставщика оборудования, который проходит свидетелем по делу. Стоит напомнить, что предыдущие два руководителя Министерства здравоохранения республики тоже были арестованы и впоследствии оправданы, но с уже разрушенными карьерами и репутацией.
Здесь присутствует занимательная математика - компания «Диомед» поставила кислородные станции за 620 миллионов рублей, компания «Эвелина» предлагала контракт на худших условиях, но за 588 миллионов. Заявленный ущерб по уголовному делу составляет 151 миллион рублей. Ущерб, по всей видимости, высчитан исходя из завышения цены контракта поставщиком ООО «Диомед». Но по этой логике получается, что оставленная за бортом «компания-аутсайдер» и другие участники тоже хотели «кинуть» регион на 119 миллионов рублей? Сама сумма ущерба не выдерживает никакой критики – при исчислении суммы нанесенного ущерба принимались во внимание только названия поставляемых станций, а не их комплектация. Это как сравнивать машины обычной и люкс комплектации и удивляться разнице в ценах.
При этом логистика Якутии, очень сложного региона, в любых закупках выше в среднем на 30-40 процентов, чем в среднем по России. Это не говорит о том, что кто-то наживается на контрактах, это говорит о том, что для доставки груза нужно пересечь не одну тысячу километров, иногда в таких местах, где вместо дорог есть только направления, указанные сброшенными оленьими рогами.
Впрочем, истинные причины происходящего становятся понятны, если принимать во внимание активность вышеупомянутого депутата Михаила Эверстова, который, по нашему мнению, мог быть причастен к отстаиванию интересов явно знакомой ему компании «Эвелина» и наказанию чиновника, не захотевшего «прогибаться» в пользу местного поставщика.