Сразу даём небольшой спойлер — эксперты уверены, что поводов для паники, ажиотажных продаж или покупок валют, бытовой техники, гречки или сахара — нет. А теперь обо всем по порядку.
Утро 13-го июня для жителей Приморья выдалось тревожным — новости о новых санкциях, под которые в этот раз попала Мосбиржа, вызвали тревогу и резкий рост продажного курса доллара в некоторых банках. Поводом для таких переживаний и реакции со стороны финансово-кредитных организаций стала остановка торгов долларами и евро на Московской бирже. К закрытию торгов валютой 11-го июня курс доллара «завис» на отметке 89,1025 рубля.
После официального опубликования заявления Мосбиржи первыми, кто отреагировал, ожидаемо оказались банки. Некоторые из них в Приморье сразу взвинтили стоимость доллара к продаже до 120-150 рублей за доллар. А кто-то пошел и дальше.
Однако, большая часть банков все же держала хорошую «мину» при плохой игре, и курс не завышала. Только к обеду, 13 июня наметилась явная тенденция к росту, но опять же, почти все банки довольно адекватно реагировали на случившееся.
Специально для «Восток-Медиа» эксперт в области финансов — экономист, доцент кафедры «Финансы и кредит» школы экономики и менеджмента ДВФУ Максим Кривелевич рассказал о том, какие последствия стоит ожидать жителям Приморья от введенных США санкций. Он считает, что простым россиянам это ничем не грозит.
«Дело в том, что доллары никуда не денутся, ими просто не будут торговать на московской бирже. Это не значит, что компания, которой нужно купить огурцы, помидоры, телевизоры, не сможет их купить. Это значит, что она не сможет их купить в режиме биржевых торгов. Биржевые торги — это удобно, комфортно, но это не единственный способ покупки валюты. Да, валюта будет чуть-чуть дороже, она будет покупаться чуть-чуть дольше, и не более того.
Да, сейчас, в моменте приостановлены торги на бирже, потом все это уйдет в режим, скорее всего, телефонных сделок. Но здесь нужно понимать в контексте. Вот когда „отморозилась“ биржа СПБ, и люди, купившие акции многих зарубежных компаний, теперь не могут их продать, и около миллиона человек потеряли свои крупные деньги, вот это да. Это была большая история. Но даже она прошла для всего остального общества незаметно. А в случае с долларами и евро — тут в принципе все касается только профессионалов, и никоим образом не затронет людей, которые просто ходят на работу и получают рублевую зарплату», — подчеркивает Максим Кривелевич.
Максим Кривелевич отмечает, что это приведет к некоторому удорожанию импортных товаров, хотя для нашей страны это не такая уж новая история.
«Ну, а в нашей стране никогда и не была нужна какая-то особая причина для роста цен на зарубежные товары. Ну, да, они подорожают чуть больше, чем подорожали бы без этого фактора. Причем нельзя особо отличить то подорожание, которое вызвано внутренней инфляцией, от подорожания, которое будет вызвано неудобством покупки валюты. Поэтому здесь, что называется, все будет без больших приключений», — считает наш эксперт.
А как объяснить поведение банков Приморья, которые отреагировали на события резким повышением внутреннего курса доллара и евро? На это Максим Кривелевич отвечает однозначно — такое повышение курсов валют дело временное.
«По эффекту Фишера валюты стран с высокой инфляцией всегда дешевеют на длинных горизонтах, по сравнению с валютами стран с низкой инфляцией. Соответственно, доллар к рублю всегда дорожал, и долгосрочный прогноз не меняется, доллар продолжит дорожать. А вот в краткосрочном прогнозе — банки могут воспринимать это как некую ситуативную историю, поэтому повышают курс, который позже будет пересмотрен. Кроме того, чуть сложнее будет оформлять импортно-экспортные сделки, но тоже это все требует большого осмысления. Сейчас я даже не вижу особого роста курса, за исключением некоторых банков. Я вижу нормальную реакцию на неопределенность в виде увеличения спреда — то есть разница между покупкой и продажей увеличивается. И это тоже нормальная реакция, вроде никто не знает, что будет дальше, и банки в цену валют закладывают свои возможные риски», — уверен экономист.
Такие истории, как мега высокий курс доллара в некоторых банках Приморья, которые продают американскую валюту по 250-300 рублей, своего рода способ поставить всё на «паузу».
«Это нужно понимать буквально так: мы не знаем что делать, поэтому, чтобы вы нас не беспокоили раньше времени, пусть будет так (250-300 рублей за доллар). Можно сказать, что они поставили на паузу операции с валютой. Подобная неопределенность у банков просуществует максимум 3-4 рабочих дня, и все наладится», — рассказывает Максим Кривелевич.
И здесь важную роль играет влияние событий именно на курс валют.
«Как вот отличить действительное изменение курса от реакции на неопределенность? Если бы мы сейчас увидели, например, 28 рублей за юань, вот это было бы изменение курса. Курс доллар-юань остался прежним. И если бы изменился курс доллар-рубль, то поменялся бы и курс рубль-юань. А раз этого не происходит, курс юаня никуда не „дернулся“, значит, нет и фундаментальной, значимой переоценки доллара. Есть просто реакция банков на неопределенность», — подчеркивает эксперт.
Кстати, то же самое наблюдается и на других финансовых активах. Эксперт уверен, что у приморцев нет повода для ажиотажной скупки тех или иных товаров.
«Мы все помним бум цен на гречку. Я в свое время дважды очень точно предсказал рост цен на гречку, но вот сейчас нет, не та ситуация, гречку покупать не надо. Цена не изменится, по крайней мере, не больше обычного. Это нормально, когда любой торговец в непонятной ситуации начинает задирать ценник, потому что он не понимает, а почём он сам купит завтра. Это риски в данном случае для банков. Пару дней будет такой нервной суеты в мире банков, а потом все поймут, что доллар никуда не делся, что биржевые торги не единственный способ его покупать, что доллар можно приобретать на той же самой московской бирже только в режиме телефонных сделок, например, или в режиме прямых сделок. Да, дороже, да, дольше, да, не так комфортно. Но мы с вами со времен ковида каждый день живем в ситуации — дороже, дольше, не так комфортно. Где ж тут эпохальное событие?» — рассуждает эксперт.
Если для россиян с рублевыми зарплатами ничего особо не изменится, то, что поменяется для тех, кто получает зарплату в долларах или евро?
«Вот здесь ситуация будет интереснее, потому что сейчас банкам станет совсем неудобно работать с долларами и евро, и поэтому каждый банк будет что-то придумывать, например, дополнительные услуги по переводу в какую-нибудь другую валюту, понятно, предусмотрев свою выгоду», — предполагает Максим Кривелевич.
Нужно ли нашей стране каким-то образом отвечать на недружественные выпады заокеанских соседей? Максим Кривелевич говорит о том, что этот пакет санкций по своему эффекту не особо интересен. Поэтому говорить об ответных действиях России — это впустую сотрясать воздух.
«Какой будет реакция со стороны России? Я думаю, что примерно никакой! Ну, давайте запретим Байдену держать счета в Сбербанке и покупать укроп на рынке в Воронеже. Это не имеет смысла, я думаю, что здесь не нужна никакая реакция. Не на все ситуации в мире надо реагировать — это тот самый случай. Мы приняли, и пошли дальше торговать с Китаем или с теми странами, кто не ввел санкций», — считает Максим Кривелевич.
Ранее «Восток-Медиа» сообщало, что очередные санкции, вероятно, не слабо ударили по душевному спокойствию, граждан. Жители Приморья, судя по записям в социальных сетях, тоже поддались панике на биржевом рынке.