Posted 27 августа 2010, 22:41
Published 27 августа 2010, 22:41
Modified 17 сентября 2022, 12:00
Updated 17 сентября 2022, 12:00
ВЛАДИВОСТОК. 28 августа. ВОСТОК-МЕДИА - 2 сентября в 17.00 в галерее PORTMAY во Владивостоке состоится открытие персональной выставки Анны Щеголевой «Сентябрь, луна и сверчок».
В творческой биографии автора это первая персональная выставка, хотя ее живопись давно и хорошо известна приморским и зарубежным ценителям искусства. Анна давний участник Международной женской ассоциации художников «Цветы мира», ее работы выставлялись не только во Владивостоке, Хабаровске, Красноярске, но и в Австралии, Японии, Китае, Корее, Германии. В экспозиции выставки в галерее PORTMAY представлены произведения разных жанров: здесь и сюжетные картины, и пейзажи, и натюрморты. Но центральным героем ее живописных произведений в последние годы стал остров Попова. Приметы островного пейзажа, его особая атмосфера, близкая настроению древней восточной поэзии, таятся уже в самом названии персональной выставки Анны Щёголевой «Сентябрь, Луна и Сверчок». Для нее знакомство с островом, как и для других художников, начиналось с пейзажа, но вот увело ее дальше - к самой сердцевине островного бытия.
По словам специалистов, семилетняя жизнь на Попове, которая начинается весной и завершается поздней осенью, обернулась для нее не только привычным и необходимым образом существования, но и профессиональной потребностью, остров, можно сказать, стал ее личной мастерской. Он преобразил творчество Щёголевой. Вслед за чисто пейзажными работами, словно присмотревшись к ней, он властно потребовал от автора жанровых, сюжетных картин, куда бы смогли вселиться и сами островитяне. Так в живопись Анны пришли рыбаки и старухи, дети и собаки, чайки и рыбы и даже лягушки и цикады, как изначальные обитатели этой земли. Остров напитал ее творчество своим духом, своей философией.
«Художнику удалось проникнуть в глубины традиционного островного уклада жизни, где царит сложная, почти религиозная система взаимоотношений жителей с морем и уловом, погодой и сенокосом, огородом и дворовой живностью, приметами и островными духами. Некоторые из ее работ островного цикла содержат в себе целую историю, - то реальную и драматичную, то анекдотичную, потешную, почти сказочную, какими часто бывают народные мудрые байки. Пространство, в котором существуют ее персонажи, одновременно и островное, и русское, и народное, и в то же время мифическое. Автору удивительным образом удается преобразовать современную реальность в мифическое повествование, в котором, тем не менее, прочитываются сегодняшние, актуальные смыслы», - говорит прт-директор Александр Лобычев.
Вот островитяне в картине сгрудились всей толпой, считай целиком улица, у внезапно упавшего с небес на берег Рога изобилия в ожидании даров: баба Вера с Тузиком, Витька соседский с тазиком, дядя Коля с удочкой и все-все-все. Но Рог изобилия пуст, сколько в него ни заглядывай, поскольку на наших отечественных островах он пуст всегда. Да и вообще, на головы таких вот простонародных персонажей он, если и падает, то неизменно уже опустошенным, - это такая русская забава, практикуемая на родных просторах, как материковых, так и островных.
Вот ошеломительная по своей неожиданности, народному юмору и сугубой житейской правдивости работа «Полет», на которой привязанный толстой веревкой мужик пытается взмыть в небо, а жена, крепко ухватившись за ручку ворота, намертво держит его на привязи. Ну, может, чуть отпустит, а потом все равно обратно. Эх, икарушка, икарушка, братушка, как же тебя! - сказали бы питерские художники-митьки. И вся мизансцена этой трагикомедии, все ее участники, предметы и детали - достоверны, убедительны и к месту: и дворовая собачка, каких на острове Попова не сосчитать, и надутая ветром рубаха мужика, и любопытная сорока, усевшаяся на вороте, и сандалии на ногах жены, и заботливо приготовленный на табуретке ужин - надо же ведь и покормить летуна.
Экспозиция персональной выставки Анны Щеголевой весьма убедительно представляет сегодняшний широкий спектр ее тем, профессиональные возможности ее живописной техники и жанровое разнообразие работ. И если в упомянутых произведениях автору удается достичь подлинной эпичности своих сюжетов, причем окрашенных и юмором, и народной сказкой, то, например, в таких картинах как «Автопортрет из детства», а также «Лягушка» и «Сверчок» из серии «Ночные гости», Анна создает утонченные по колориту, музыкальные и хранящие поэтическую тайну и неизъяснимое эстетическое обаяние лирические произведения.
Остров Анны Щёголевой в художественном и философском смысле действительно многомерен: это и реальный остров Попова с его жителями, бухтами, улочками, собаками и происшествиями, и вместе с тем внутри этого пространства, словно в сказочном яйце, продолжается русская жизнь со времен царя Гороха. И здесь уж, при таком-то раскладе, от этой жизни можно ждать чего угодно. Как, например, это происходит в работе «Небесное тело», где над поселковым народом, который все пытается вытащить из проруби волшебную щуку, со свистом и пламенем проносится неопознанный объект. А, может, это и есть тот самый островной любитель полетов, который все-таки сорвался с привязи. Лети, мужик!