Posted 15 сентября 2015,, 01:23

Published 15 сентября 2015,, 01:23

Modified 17 сентября 2022,, 10:47

Updated 17 сентября 2022,, 10:47

Косатки вытесняют людей с промысла

15 сентября 2015, 01:23
Рыбаки беспокоятся за будущее ярусного промысла на Дальнем Востоке, всё больше теряющего уловы из-за китообразных

Отечественный промысел палтуса в Охотском и Беринговом море скоро может оказаться под вопросом и дело не в снижении запасов или отсутствии интереса рыбаков. Уловы людей полностью выедаются стаями «морских волков» – косаток. Эти киты в последние годы настолько полюбили простой и лёгкий способ добычи себе пропитания, объедая пойманных на крючки палтусов и макрурусов, что стал вести практически паразитический образ жизни, отвлекаясь лишь во время массового хода лососей.

«Проблема в России стала актуальной с 90-х годов, однако тогда объедание уловов носили локальный характер, и достаточно было сменить место лова или другому судну увести стаю косаток за собой. Сейчас же районов ярусного промысла на глубинах свыше 100 метров, где не было бы косаток, в Охотском море практически нет, – рассказывает руководитель Ассоциации «Ярусный промысел» Михаил Зайцев. – По наблюдениям рыбаков, численность косаток в Охотском море резко увеличилась, а ущерб промыслу от их аппетитов стал настолько масштабным, что бизнес стал отказываться ловить палтуса, зная, что освоить квоту он не сможет».

По оценкам добытчиков и отраслевой науки, в разные годы в Охотском море в районах промысла палтуса потери от объедания косаткой уловов составляют от 23 до 100 % при ярусном лове и 37-60 % при стенном лове. Причём помимо палтуса (синекорого и белокорого) и трески хищники стали переходить и на макрурусов, облавливаемых теми же способами. Учитывая многочисленность и распространённость стай косаток, ярусный промысел, признанный во всем мире как один из самых экологически безопасных и экономически выгодных, в Охотском море может попросту исчезнуть.

Косатка – крупный морской суперхищник, не имеющий естественных врагов, вместе с тем высокоорганизованный и хорошо обучаемый. Благодаря этим характеристикам с ними могут успешно работать дрессировщики в дельфинариях, однако эти же свойства позволяют им учиться обходить попытки людей борьбы с ними.

«Существовавший ранее китобойный промысел заставлял этих животных избегать флота в море, – отмечает Михаил Зайцев. – Сейчас Россия его не ведёт, нет его и в США, и обе страны столкнулись с одной и той же проблемой. Примечательно, что Япония не отказалась от этого промысла и косатки обходят их промысловые суда стороной. Причём районы работы японских и российских рыбаков, иными словами границы экономических зон государств эти хищники знают очень хорошо».

Японских рыбаков также охраняют и патрульные суда, которые при появлении стаи хищников уничтожают одного-двух членов группы (в стае может быть несколько десятков особей), и косатки сразу уходят надолго. Россия и США предпочли бороться более мягкими способами – гидроакустикой. Высокоразвитый и полностью адаптированный к водной среде слух косаток позволяет им находить суда, ведущие промысел, однако это же чувство используется для передачи отпугивающих сигналов. Однако рыбаки признают, что пока больших успехов это способ не принес – эффект отпугивания краткосрочный – через непродолжительное время животные возвращаются, причём нередко уже в более крупной стае и снова выедают уловы. Специалисты считают, что косатки способны существенно уменьшать чувствительность своего слухового тракта в одном частотном диапазоне, сохраняя её в другом, либо полностью блокировать свой слух, используя другие рецепторные органы.

Наука намерена подключиться к решению проблем


Поэтому необходимость исследований очевидна, проблема потери вылова уже несколько лет остро стоит в Охотском море и усугубляется также и в Беринговом. Ассоциация «Ярусный промысел» уже не раз обращала внимание Росрыболовства на растущую угрозу для промысла. Для того чтобы понимать поведение и реакцию этих животных, состояние популяций и пути миграций, бизнес готов сотрудничать с научно-исследовательскими институтами, имеющими опыт работы с косатками. Подобным опытом обладает ТИНРО-Центр, изучавший ресурсы морских млекопитающих на Дальневосточном бассейне на протяжении всех 90 лет своего существования. Специализированные исследования косаток в институте наиболее интенсивно проводились в 1980-е годы, тогда были сделаны интересные наблюдения, получены ценные сведения и выпущены многочисленные научные труды. Исследования по программе изучения китообразных и ластоногих ТИНРО проводил каждый год, но в связи с проблемами промышленности, тема изучения косаток стала более актуальной сейчас, научные наблюдатели присутствуют на промысловых судах, проводятся совместные рейсы с зарубежными учёными. Кроме того, в настоящее время на утверждении Росрыболовства находиться разработанное в ТИНРО-Центре дополнение по косаткам к программе исследований морских млекопитающих на 2015 год.

Учёные предлагают подробно изучить биологию, физиологию и генетику этих морских хищников, разработать собственные методы отлова, передержки и транспортировки косаток, включая их превентивное лечение и особенности питания. Также специалисты намерены рассмотреть возможности влияния гидроакустических шумов и сигналов, излучаемых в естественных условиях различными видами морских животных, на поведение косаток. Причём исследовать специалисты планируют не только методы отпугивания, но и возможности маскировки и искажения гидроакустического поля судна и шумов, излучаемых ярусов выборочными устройствами. Конечной целью станет создание методов управления поведением косаток в целях промышленного рыболовства.

«До сих пор влияние косаток на морские экосистемы не было изучено в достаточной степени, – обращает внимание первый заместитель директора ТИНРО-Центра Юрий Блинов. – При этом эти хищники активно питаются рыбой, ластоногими и китами, в том числе и краснокнижными видами, например, серыми китами». Специалисты указывают на наличие в российских водах двух многочисленных популяций косаток – в Охотском и Беринговом морях, однако подвергают сомнению гипотезу о внутрипопуляционных делениях на рыбоядных и питающихся другими млекопитающимися косаток.

По мнению учёных, целесообразным является именно изучение и с точки зрения экологии и с точки зрения содействия поддержания равновесия в морской фауне. Предлагаемые наукой методы соответствуют принципам современного рыболовства и направлены на увеличение эффективности промысла и развитие использования природных богатств страны.

Кто сможет обуздать косаток?


Примечательно, что и сам ресурс косаток, в настоящее время практически малоиспользуемый, может приносить также существенный доход государству. Стоимость одного животного является довольно высокой и составляет от 50 тысяч до нескольких миллионов долларов. Поэтому на мировом рынке иностранные компании, занимающиеся их отловом, конечно, не желают уступать свои позиции на рынке, и ведут жёсткую конкурентную борьбу с использованием различных структур, «зелёных», СМИ и прочих средств. Однако участников становится всё больше, интерес к этим китообразным проявляют и страны, ранее не занимавшиеся косатками. С предложением о научном сотрудничестве и совместном изучении особенностей содержания в неволе этих животных выступили представители Китая. Сейчас в ТИНРО-Центре разрабатывается двухсторонняя программа исследований, согласно которой учёные будут изучать на территории России и Китая методы адаптации, особенности поведения и возможности размножения этих китообразных в неволе.

Очевидная целесообразность исследований косаток, тем не менее, сопряжена с некоторыми рисками, связанными с их отловом. В России право на вылов может получить любая компания, однако отсутствие опыта и наработанных методик отлова, содержания и транспортировки может привести к печальным последствиям для самих животных. Поэтому наиболее логичным выглядит передача прав на отлов косаток для дальнейшей научно-исследовательской и культурно-просветительской деятельности непосредственно научным организациям, имеющим большой опыт.

"